вторник, 23 октября 2018 г.

Времена и нравы. Часть 2

     В НАЧАЛО
     Как только сперва в СССР, потом в России стали появляться предприниматели, быстро становившиеся гораздо более состоятельными, нежели простые советские и российские граждане, субпассионарии по Гумилёву, "совки" в просторечии, так другие пассионарные граждане, чья пассионарность ближе к гумилёвской трактовке термина, не отягощённые моральными принципами, озаботились, как бы заставить богатеньких с ними поделиться.
      В СССР не было столь большого, как в России девяностых числа бандитов по причине отсутствия кормовой базы. То есть достаточного числа людей, которых можно грабить. Советские граждане массово были нищими. Даже первые секретари райкомов КПСС, я с дочерью такого в одной группе учился.
      Хотя, конечно, были разные "цеховики", подпольно производившие пользующиеся спросом товары, которые плановая экономика, в силу присущего ей по##изма к интересам простых граждан, произвести не хотела и не могла. Их рэкетом советская организованная преступность, в частности Л.И.Усвяцов, занималась. Но число тех и других было невелико.
     В конце восьмидесятых, а особенно в девяностые состоятельных по российским меркам граждан стало намного больше. Кормовая база резко возросла, и люди, считающие не зазорным отнимать у других людей деньги и личное имущество силой, стали этим заниматься. Шли записываться в бандиты к авторитетам или создавали свои независимые банды. Но, они, как правило, тоже интегрировались в более крупные сообщества.
     Безусловно, бизнес вынужден был идти на переговоры с бандитами, ибо власть и правоохранительные органы были индефферентны, а субпассионарные массы бизнесменам вовсе не сочувствовали. Так уж устроена психология, что хомо ортодоксиса, что совка. Хорошо показано в фильме 1986 года "Джек Восьмеркин американец". Несмотря на очевиднейшие жизненные удобства, благодаря исчезновению дефицита, неприязнь к чужому благосостоянию пересиливала.
     Многих предпринимателей бандиты, немалую часть которых составили спортсмены из силовых единоборств, коллеги Владимира Владимировича и Аркадия Романовича, убивали. Тем не менее как-то договаривались, ибо было возможно, главный бандит всё же не в Кремле сидел, а в соседнем переулке, общие знакомые находились и т.д. 
     И, как говорил в те годы знакомый "малый бизнесмен": "Один выстрел в воздух часто эффективнее многочасовых переговоров". Это тогда. Сейчас не стрельнешь. На тебя вмиг краснознамённую дивизию ОБЗДОНа им.Дзержинского десантируют.
     Как написал выше, довелось около двух лет проработать в фирме "Венец", где все сотрудники кроме меня были офицеры в отставке и их родственники. Только не надо думать, что я только там работал. В нескольких местах. Все тогда так работали. 
     Вот напечатанная на ризографе рекламная листовка этой фирмы. Замечу, советская полиграфия была крайне убогой, ризограф- машинка японская и недорогая, я позже себе бэушный купил и больше десяти лет проэксплуатировал. 
     А более качественный цветной глянец для Питера в начале девяностых печатали в Финляндии. Но потом и у нас предприниматели основали кучу полиграфических предприятий, кстати, создав на них немало рабочих мест. Это к вопросу о страданиях по поводу умерших советских заводов и фабрик, не умевших делать полезных вещей.
     Да, так вот, когда я присутствовал в офисе "Венца" мне в обязанности вменялось ещё и отвечать на входящие телефонные звонки от потенциальных клиентов, ибо на фоне отставных офицеров и их родственников я был человеком, владеющим более- менее литературным русским языком. И не раз голос на том конце провода спрашивал, кто нас "крышует". 
     Нас "крышевали" менты из ГУВД, которое тогда ещё сидело в Большом доме на Литейном. Так называемая "красная крыша". Как в песне Макаревича той эпохи "Братский вальсок":
     "...Братва в милицейских погонах братву
От той же братвы охраняет..."
    С вопросами по поводу "крыши" я переправлял к руководству фирмы. А пару раз довелось съездить с на "стрелки" по тому же самому вопросу. Тем, кто забыл значение термина, могу посоветовать освежить память просмотром фильмов "Бандитский Петербург" или "Бригада".
     Брали меня, в общем-то, для массы, ибо западлО приезжать менее, чем пятнадцати пацанам с одной стороны. Когда съезжались, взятый с собой мент из ГУВД предъявлял бандюкам "корочку", после чего мирно разъезжались. 
                                              *  *  *
    Это я к тому, что во второй половине девяностых уже стало устаканиваться. Наиболее отмороженная братва полегла в разборках между собой, оставшиеся, заработавшие начальный капитал нечестным путём, то есть, отъёмом части доходов у честных бизнесменов, стали вкладывать криминальные деньги в легальный бизнес.
     В принципе где и когда было иначе? Капитализм цивилизованного мира имеет многовековую историю, начинавшуюся с античной средиземноморской торговли. Везде и всюду были честные предприниматели, зарабатывавшие денежку на перевозках козьего сыра, шерсти, оливкового масла, вина, металлоизделий с одного побережья на другое, и нечестные, которые этих честных грабили.
    Были и цивилизации, жившие грабежами и набегами, коих Л.Н.Гумилёв называет пассионариями. Среди них викинги, наводившие в течение нескольких столетий шорох на Европу, а потом успокоившиеся и превратившиеся в мирных, флегматичных и экономически весьма успешных ныне скандинавов. Тут ещё, правда, и протестантизм помог, Макс Вебер вам в помощь.
    А что такое, собственно, американская демократия, которую человек со стобаксовой купюры назвал "пространством договорённости вооружённых мужчин". Фермеры, ковбои, золотокопатели, бандиты и прочие. У всех имелись изделия имени полковника Кольта. Когда всеобщее "мочилово" утомило всех, стали договариваться, выбирать шерифов...
     Заметьте, выбирать, а не назначать из Вашингтона или откуда-то ещё. Шериф был компромиссной фигурой, которой доверяли и бандиты, и ковбои, которые договорились скидываться денежкой (платить налоги) на обеспечение устраивающих всех законности и порядка. На эти налоги шериф формировал из местного населения полицию и действовал в интересах налогоплательщиков, а не какого-то лица в Белом доме или где ещё.
    В теории могло и у нас такое быть. Почему бы было не отдать больше власти и доли местного бюджета на места, кроме глав городов и районов выбирать ещё и начальников РУВД (шерифов). Создать на местах контролирующие их общественные советы...
    К сожалению, как я писал в статье "Развилки истории. 1997- 1999 годы", злой демон, введший в российский политический лексикон термин олигарх, воздействуя на "дедушку" через Таню и Валю, отстранил от власти потенциального преемника, выросшего в семье, где были книги, и провёл на пост президента своего ставленника, которого считал тихим, скромным и послушным. Лоханулся демон не по-детски...
                                             *  *  *
     Итак, будем считать население страны состоящим из массы субпассионариев, сидящих на попе ровно и ждущих подачек от власти; пассионариев, обладающих некими моральными принципами, не позволяющими им грабить и убивать, эти в девяностые пошли в бизнес; пассионариев без моральных принципов, записавшихся тогда в бандиты.
    В нулевые во власть пришли люди без моральных принципов, выросшие в подворотнях и воспитанные в секциях силовых единоборств вышеупомянутыми лёнями- спортсменами. 
    Лидеры преступного мира девяностых были отодвинуты от пирога. Тот же Барсуков- Кумарин стал всего лишь помощником депутата Госдумы (а концовочку фильма "Жмурки" вспомните), который в свою очередь был доверенным лицом президента. А в 2007 Кумарина закрыли, похоже до конца жизни. Знает слишком много.
     Молодёжь без моральных принципов теперь стремится не в бандиты, а во власть. Вот "Прямая цитата от выпускника Института Генпрокуратуры": "Студенты, которые учились в прокуратуре, они между собой говорили о том, как хорошо, скоро мы заживем, потому что мы станем прокурорами, а прокуроры решают все. Мы сможем открывать ногой двери, потому что сможем показывать удостоверение, заходить в любые места, перед нами все будут становиться на колени, вообще мы будем настоящей властью. Плевать на изучение закона, мы и есть власть".
    Отличие нынешней эпохи от девяностых в том, что молодые уже не стремятся в бизнес. Можно согласиться, что свободных ниш в сравнении с периодом начала экономических реформ в России стало намного меньше. Но ведь есть бурно развивающаяся в странах со свободной экономикой ниша инновационного бизнеса. А наши выпускники вузов, победители олимпиад по программированию, здесь стартапов не создают, а "валят" туда и создают там.
     С начала нулевых возможностей для собственного бизнеса всё меньше и меньше. Причём, многие ограничения введены властью искусственно. Так, в начале нулевых в Питере практически одномоментно уничтожили ларёчную торговлю, просто запретив её. 
     Также одномоментно сократили число фирм, занимающихся пассажирскими перевозками (маршрутные такси) с более, чем ста до трёх. То, что одна из этих фирм принадлежала сыну властвовавшей в городе даме, чьё имя во времена её комсомольской молодости сочеталось с пятидесятипроцентной ёмкостью сосуда, дизайн которого был разработан в далёком сорок третьем В.И.Мухиной, самой собой разумеется.
    Сколько за истекшие годы правления Путина бизнесов отобрали у честных предпринимателей люди в погонах. Начиная с Юкоса, НТВ, потом Евросеть, Арбат престиж...        
    Живу в Колпино, где в девяностые с нуля без всяких приватизаций гос.имущества энергичные граждане создали с нуля комбинат по производству пельменей. Слонёнок на пачках был нарисован. Отметились пельмени замечательным рекламным слоганом:
который даже Задорнов как-то упомянул. Так вот и этот комбинат отжали. Подробнее.
     По разным оценкам сейчас по так называемым экономическим статьям в России сидят около трёхсот тысяч человек. Немалая часть из них добропорядочные бизнесмены, чьи предприятия понравились власть имущим, а свалить на Темзу, откуда "выдачи нет", как Чичваркин они не успели.
    То есть. Если в девяностые морально чистоплотные, но при этом пассионарные граждане шли в бизнес, то теперь они стремятся свалить из страны. Десятки, если не сотни тысяч молодых и образованных ежегодно. Которые могли бы создавать стартапы и платить с них налоги здесь. Но они создают и платят там. 
     Потому что пришедшие во власть люди без моральных принципов заниматься нормальным бизнесом, создавать стартапы здесь просто не дают. И выхода из ситуации в существующей парадигме даже в случае замены первого лица на другое (они там все такие) не вижу...
     "Что же будет с родиной и нами?.." (С)
     И ещё несколько цитат напоследок:
История от Razdolbaeff`a
Статьи о политике и экономике

Комментариев нет:

Отправить комментарий