среда, 16 декабря 2020 г.

Капитализм и около. Часть 2

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

   И Владимир Ульянов- Ленин (см.выше) говорил, и в словарях, давая определения пишут, что государственный капитализм и социализм- системы с государственной (для социализма добавляется или общественной) собственностью на средства производства. На вопрос, в чём разница, не отвечают.

   Что такое общественная собственность? В акционерном обществе, считающемся частнокапиталистическим, она разве не общественная? Только бывают предприятия, где акциями владеют двое или трое, а есть такие, где все работники сверху донизу ещё и акционеры этого предприятия. Бывает- бывает. Но не в России. Называется народным капитализмом. Помимо зарплаты за конкретную работу получают ещё и дивиденды от прибыли, если таковая есть.
   В девяносто седьмом, заместители российского премьера, носившие прозвище младореформаторов, ныне ссучившийся Чубайс и не ссучившийся, не пошедший на службу к усвяцовым и цапкам, за это убитый Немцов предлагали президенту Ельцину программу строительства в России именно народного капитализма.
    Если все работники предприятия его миноритарии, наверно, не так уж плохо. Пусть дивиденды составляют процентов десять от зарплаты, работник уже станет задумываться о прибыли. Я, благодаря ваучерной приватизации девяностых, почти двадцать лет был миноритарием пивоваренной компании. Так годах в восьмом- девятом дивиденды на один ваучер составляли тысяч тридцать (больше тысячи долларов) рублей в год.
   Только контрольный пакет, имхо, должен быть сконцентрирован в руках узкого круга. Иначе никакого развития не будет. Миноритарий в подавляющем большинстве будет за проедание прибыли. И лишь небольшой процент понимает, чтобы удержать свою долю рынка или увеличить её, необходимо непрерывное совершенствование, закупка нового оборудования, внедрение технологий.
   России народный капитализм пока не грозит. Да и самый обычный адамосмитовский тоже. После ухода младореформаторов о первом вовсе не вспоминают, бОльшая часть приватизированной в девяностые собственности вернулась государству де юре. Та же, что не вернулась, де факто всё равно принадлежит кооперативу "Озеро" государству. См.выше.
   Федеральный закон №7-ФЗ от 05.01.2006 дал мажоритарию право принудительного выкупа акций миноритариев, если таковых меньше пяти процентов. Именно согласно этому закону у меня добровольно принудительно "отжали" мои акции, полученные в результате ваучерной приватизации. Поскольку, этим мажоритарием была известная иностранная компания, цену дали выше рыночной на тот момент, деньги я вложил в другие активы.
   Именно этот закон, принятый уже при питомце Л.И.Усвяцова уничтожил возможность развития в России народного капитализма.
                                         *  *  *
   Существующую где бы то ни было систему нельзя описать только одним каким-то термином: капитализм, социализм или что-то ещё. Многоукладность имела место во все эпохи. Капиталистические отношения в советской школе при обмене почтовыми марками и прочими ништяками я выше упомянул. Капитализм- свободный товарообмен. Он был и в первобытнообщинном обществе: овец на топоры и т.п., Маркс писал.
   Хотя внутри племени мог быть, как писал не менее мохнорылый друг "сына юриста" (С) из Трира, первобытный или примитивный коммунизм. С делением на альфа, бета и т.д. Как у павианов и гамадрилов. Как в усвяцовско-цапковской России.
   Позже огромный вклад в развитие капитализма внесли финикийцы. Ещё до новой эры. Первыми освоили плавание по Средиземному (и не только, до Балтийского доплывали) морю с торговлей в больших масштабах. Стали перевозить полезные ништяки (товары) из места, где они в избытке туда, где в недостатке.
   В одном месте много оливкового масла, другом вина, третьем козьего сыра. А у диких балтов, кельтов, германцев и славян по берегам северных морей свои ништяки, невиданные в Средиземноморье. И перевозя это с места на место, а ещё организовав на своём берегу производство крашеных тканей, стеклянных безделушек, финикийцы развивали капитализм. В то время, как мы знаем от Маркса, строй тогда был рабовладельческим. Кстати, рабами тоже торговали.
   А потом, как нам рассказал тот же бородатый Карл, наступил феодализм, то есть, определённая юридическая система прав на землю, отношений сеньоров с вассалами и т.д. Крепостное право, кстати не является характеристикой феодального строя. Феодализм мог быть, а крепостное право нет. Далеко не во всех странах оное было.
   При феодализме в городах возникали многочисленные цехи по производству полезных ништяков в массовом масштабе. Дабы человек не сам себе варил пиво, делал колбасу, шил одежду, а каждым из этих дел занимались бы профессионалы. Когда человек для себя всё делает сам, это называется натуральным хозяйством. 
   Цивилизованный мир больше двух тысяч лет назад перешёл от натурального хозяйства к товарному производству, в "отдельных цивилизациях" элементы натурального хозяйства продолжают присутствовать по сей день. Граждане СССР и постсоветской России массово выращивали картофель на своих приусадебных участках, шести сотках, а также бесхозных землях. Просто по причине неспособности "государственных капиталистов" из Политбюро КЦ КПСС наладить производство и хранение оного.
   В девяностые в результате длительного правления коммунистов и падения в конце восьмидесятых цен на нефть произошло снижение жизненного уровня, благодаря проведённым экономическим реформам и росту нефтяных цен, в нулевые он стал подниматься. Сегодня, имхо, картофель на дачных участках выращивают гораздо меньше, чем в совке.
   Так вот, производство промышленной продукции в городских цехах эпохи средневековья носило капиталистический характер, равно, как и сопутствовавшая этому производству торговля. Всё, что произведено должно быть продано, иначе нех и производить. Без торговли производство лишено смысла.
   Европейские города в эру феодализма становились городами мастеров, эти мастера, они же буржуа и бюргеры (горожане и граждане от слова бург), мещане (от польского място- город) создавали органы местного самоуправления, договаривавшиеся с герцогами и баронами (то есть, феодалами) о взаимоотношениях. То есть, буржуа (горожане) собирали налоги и платили феодалам за военную защиту. Примерно, как первые российские предприниматели бандитам в девяностые.
   Когда буржуа-горожане-граждане численно и финансово стали играть большую роль в европейских государствах, они устроили буржуазно-демократические революции, свергнув власть феодалов. Выше уже написал: демократия может быть только буржуазной. Демократия- власть самостоятельных, не нуждающихся в патримониальном государстве граждан. Небыдла. Нах им патеры, они без них бабло заработать могут.
   Констатирую. Капиталистические отношения, то есть, свободный товарообмен между людьми и сообществами оных существовали во всех предшествующих капитализму формациях. Труднее сказать что-либо по поводу ещё одной описанной Марксом формации- азиатского способа производства, стыдливо не упоминавшегося при изучении марксизма в СССР. Есть некоторое сходство с государственным капитализмом. Сочетание госкапитализма с азиатским способом имело место в СССР с конца двадцатых до середины пятидесятых.
   Разумеется, капиталистические отношения присутствовали и в СССР. Про обмен почтовыми марками и т.п. выше написал. Несмотря на запрет частной собственности, у колхозников были приусадебные участки, с которых они кормились сами (натуральное хозяйство), излишки продавали на колхозном рынке (капиталистические отношения).
   Не помню, при Горбачёве или раньше, но писалось, что более половины съедаемого советскими гражданами, производилось не колхозами- совхозами, а в приусадебных хозяйствах. У нас в Ленинграде хоть что-то в госторговле съестного было, в Орле, где жила моя родня, вообще ни ##я. Орёл- городишко небольшой, у всех в деревнях родня. В конце семидесятых, прекрасно помню, сто метров в сторону от центральной улицы частные дома, где держали свиней и кур.
   Естественно, приусадебное (капиталистическое) хозяйство было намного эффективнее колхозного. У той же доярки в колхозе корова была "У-у-у, б#ядища...", а дома "матушка- кормилица". По моим оценкам, на государственных овощебазах, где, будучи инженером, в переборках картофеля участвовал регулярно, оного с осени до весны сгнивало никак не менее 70% собранного урожая.
   Ну, и так называемые цеховики, производившие из с3,14зженного с социалистических предприятий сырья не унылое говно, а ценный продукт. Касается, преимущественно, лёгкой промышленности. 3,14##или по причине, что взять-то иначе негде было. Их продукция разительно отличалась в лучшую сторону от произведённой из того же самого сырья государственным предприятием.
   На фотографии на мне финская водолазка (в Ленинграде называли бадлон), абсолютно случайно купленная женой, и куртка, приобретённая поздно вечером с подъехавшего к турбазе в Джубге грузовика. Какая это была крутая куртка! Вот цеховики её и сделали.
   В середине шестидесятых в СССР начались реформы Косыгина, направленные на появление хоть каких-то стимулов в экономике (до середины пятидесятых таковыми были Колыма и расстрел). Элементы капиталистических отношений между "социалистическими" (то есть, государственными) предприятиями назвали словом хозрасчёт. 
   Полагаю, благодаря оному в СССР стали шить одежду и обувь несколько более модную, чем носили в предыдущие десятилетия наши родители. Но Война Судного дня и последовавший рост цен на нефть поставили крест на реформах, Советский Союз стал стагнировать к своему закономерному концу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий