воскресенье, 25 августа 2019 г.

Ах, Михаил Борисович, Михаил Борисович... Часть 2

      В НАЧАЛО
    И вот, как обычно, "повыписывав дикие кренделя" (С), возвращаюсь к переписке Улицкой и Ходорковского. Людмила Евгеньевна начинает с вопроса, чья позиция Михаилу Борисовичу ближе: Солженицына, утверждающего ценность тюремного опыта или Шаламова, таковую ценность отрицающего. Тот отвечает:
     Далее Улицкая, кратко рассказав о себе, задаёт вопросы каково Ходорковскому было в комсомольской, а позже олигархической тусовке. На что тот отвечает, что, хотя его мама и папа, как он понял позже, сильно не любили советскую власть, но ему об этой своей нелюбви не распространялись, в результате чего он подрастал "правоверным" комсомольцем, не сомневавшимся, что Запад нам враг, "наше дело правое, победа будет за нами"... (С)
     Потому и пошёл не просто в инженеры- химики, а в оборонщики, чтобы, мол "родину защищать". Комсомольской работой занимался из стремления к лидерству, при этом с детства хотел быть "директором завода". После института распределили в министерство, а он туда не хотел, хотел на завод. Поэтому пошёл работать в райком комсомола, где был создан Центр НТТМ, таким образом попал в бизнес.
     В Свердловском районе Москвы тогда членом бюро РК КПСС был успевший стать опальным Ельцин, там они познакомились, Ходорковский был человеком Ельцина и в 1991, и 1993 годах, и участвовал в финансовой поддержке его в 1996 году. Поэтому, как пишет, не выступал против Путина в начале его правления, хотя мнение относительно него имел отрицательное изначально.
     Людмилу Евгеньевну отношение Ходорковского к комсомолу и его правоверность несколько изумляет:
      Тут я полностью согласен с недоумением Улицкой. Она старше Ходорковского на двадцать лет, я как раз посередине между ними. Хотя мои родители не были шестидесятниками, а я до восьмидесятых не читал ни Солженицына, ни Оруэлла, ни кого либо ещё из запрещённых... Но читал много с детства. Классику перечитал. Со второй половины восьмидесятых стал читать намного больше. Появилось что.
     И отношение к активным комсомольцам у меня было, мягко говоря, неприязненное. Хотя вынужден был... да, вынужден, из-под палки, заниматься таковой сам. И даже в партию против своей воли вступил. Такая уж планида. С самого начала работы конструктором у меня в профессии всё складывалось, изобретения были. Спортом занимался. Парень был видный. 
     Вот и выдвигали, вот и уговаривали до выкручивания рук. А квартира была нужна, а в загранкомандировки ездить хотелось. Нынешним молодым про заграницу не понять. Поездки ТУДА повышали статус инженера аж до заоблачного статуса работника советской торговли. "Феличита, я студент института торговли- тебе не чета..." (С).
     Ну, ещё Улицкая вопросы относительно Ельцина, реформ девяностых, приватизации задаёт. Тут я скорее на стороне Ходорковского, ибо считаю, что в ситуации глубочайшей задницы, куда к концу восьмидесятых заползла советская экономика, реформы надо было проводить быстро, а как именно толком никто не знал.
 «В магазине нету мяса,
Милые подружки,
Насолили мы #уёв
Тридцать три кадушки».
***
«Дядя Ваня, открой глазки,
Нет ни мяса, ни колбаски,
Яйца видим только в бане
Между ног у дяди Вани» (Советский народный фольклор)
     Опыт Клауса и Бальцеровича учитывали, но там не было столь уродливо перекошенной в сторону ВПК структуры экономики. В СССР процентов восемьдесят населения делали никому не нужную ##йню, получая за это фантики с портретом вождя. Таки реформы всё же провели, и результат их был положительным. Без тех реформ сытых нулевых бы не было.
      Ходорковский на вопросы о своей "правоверности" отвечает, что рос в пролетарском районе (в отличие от Улицкой), диссидентов у них не было. Так я тоже. Сейчас задним умом понимаю, что только покойный наркоман Кеша что-то запрещённое почитывал. Ибо мелькали у него фразы, смысл которых я понял, когда стал те книжки сам читать.
     И вот Михаил Борисович объясняет Людмиле Евгеньевне, что не был он карьеристом, а верил в тот марксизм- ленинизм. Негативно относился к Брежневу и Черненко, но позитивно к Андропову. Улицкая выше чётко сформулировала, я с ней полностью согласен. На комсомольскую или партийную работу шли или ради карьеры, чтобы из секретарского кресла в кресло начальника цеха пересесть, или идиоты. Добавляю свой случай: из-под палки, но я на освобождённой должности всё же не был, таких, как я тоже много было.
     Получается, Михаил Борисович вроде как упирает на то, что он был именно идиотом. Во что как-то плохо верится. Ибо я одного идиота IRL знал, тот всё на идеологической ниве ошивался. Причём, его идиотизм был виден с первого взгляда. Осенью 1991 года этот человек покончил жизнь самоубийством. Другие же известные мне комсомольские деятели ничуть не скрывали, что работали в комсомоле, а позже в КПСС исключительно ради карьеры, после того, как "совок" рухнул, забили на этот марксизм- ленинизм и больше про него не вспоминали. Вторые мне как-то понятнее, хотя сам я и не из их числа.
     А вот Ходорковский о карьеризме:
      Не вполне согласен. Знаю случаи, когда из секретарей парткома завода шли в кресло генерального директора.
      А вот с оценкой событий, происходивших в девяностые, согласен больше. При том, что Ходорковский тоже указывает, что можно было делать иначе, но совсем принципиально иначе было нельзя.
      Попробую всё же понять, почему человек, будучи отнюдь не идиотом, чуть не до конца восьмидесятых верил в "светлое коммунистическое завтра". Наверное, всё же род деятельности. Оборонка, обилие эфэсбэшников вокруг и отсутствие "выездных". Я, хоть и не читал запрещённой литературы, общался с теми, кто бывал "за бугром". 
     И как оно там слышал. Не только о прилавках супермаркетов, увидев которые некоторые слабонервные советские граждане, первый раз попав ТУДА падали в обморок или с ними случалась истерика (из воспоминаний Марины Влади о Высоцком, да и мне случаи знакомы).
     И "Кто носит майку Adidas, тому любая баба..." не мной придумано. Хотя первые нормальные джинсы у меня с женой появились в возрасте около тридцати, когда сам стал выезжать, "запретные плоды" ("Америка, нас так долго учили любить твои запретные плоды..." (С)) "загнивающего Запада" мы полюбили раньше.
     То есть. Если вольтерьянство и восприятие либеральных идей, как нормальных и единственно возможных пришло к Улицкой из околодиссидентской среды, в которой она росла, то ко мне через материальный мир, что мудро сформулировал когда-то Венедикт Ерофеев. Всё же Маркс был где-то прав насчёт первичности материи. Когда во второй половине восьмидесятых стали печатать всю ранее написанную антисоветчину, а я читал, воспринимал её, как идеи, близкие собственным. Несмотря на то, что до того мои мозги десятилетиями засе#ались марксистско-ленинской жвачкой. 
     Ходорковский же пишет, что для него поворотным было дело НТВ в 2001 году:
     Ну, что ж. Лучше поздно, чем никогда...

Комментариев нет:

Отправить комментарий