пятница, 26 мая 2017 г.

Новости мира психиатрии

     Ну, насчёт новостей во множественном числе это я загнул для красного словца, таковая, собственно, всего одна, да и она не новость, а, вообще-то, уже распространённое явление, известное всем, причастным к миру психиатрии, только я погуглил, в Сети информации на сей счёт практически ноль. Так что…
     Мой же интерес к тому, что происходит у человека в голове («Голова не может болеть, голова это кость» (генерал А.И.Лебедь) возник достаточно давно, лет в тридцать, когда помаленьку стал терять интерес к своей инженерной профессии конструктора механизмов управления ядерных реакторов, и, будучи по природе своей интровертом с незначительно выраженной эмоциональной лабильностью, под влиянием внешних факторов (фенотипическая изменчивость) стал становиться ещё и мизантропом.
     То есть в голову стали мне лезть разные мысли насчёт окружающего меня народонаселения, которые ранее сформулировали гораздо более умные, чем я люди, например:
     “Некоторые люди должны  называться  не иначе, как...  производителями дерьма..., потому что от них в мире ничего другого не видно...”
(Леонардо да Винчи)
      “...большинство людей таковы  по своему внешнему виду, что ужасаешься при первом на них взгляде...”
      «Чтобы заслужить ненависть людей, требуется совсем немногое- более или менее заметно превосходить их уровнем интеллекта»
(Артур Шопенгауэр)
      “Земля покрыта  людьми, не заслуживающими того, чтобы с ними говорили”
     «За исключением небольшого количества людей… все остальные представляют собой собрание   безумцев, злодеев и нечестивцев»
(Франсуа-Мари Аруэ Вольтер)
      «Есть люди, которые становятся скотами, как только с ними начинают обращаться, как с людьми»
(В.О.Ключевский)
     “Мне ненавистен простой человек...”
(Венедикт Ерофеев)
     «Наверное, Господь Бог очень любит простых людей, раз создал их так много»
(Авраам Линкольн)
      То есть, мысли, близкие к вышеозвученным, стали вертеться в моей голове, и меня стало интересовать, а почему, собственно, так. В патриотической тусовке, скажем, распространено мнение, что всё определяется так называемыми гаплогруппами или генотипом. То есть, по мнению патриотов (я не выдумываю, я пересказываю их мысли), еврей русофобом уже рождается.
     По моему же скромному имхо гораздо больше модель поведения зависит от фенотипической изменчивости,  то есть, влияния среды, в которой формируется человек. И грудничок из семьи хасидов, отданный на воспитание в семью русских патриотов, таковым патриотом и вырастет. Прочитав же мои тексты, патриоты обычно называют меня евреем, хотя, ну, ни капельки той крови, о чём очень сожалею. Объяснить сие могу только тем, что, наверное, читал  те же книжки, что и евреи.
     Во второй половине восьмидесятых, когда мне шёл четвёртый десяток, а интерес к инженерной профессии, как выше написал, угасал, меня вдруг стали учить на начальника и, в частности, преподносить какие-то основы психологии. Честно, чему меня учили на этих курсах руководящих кадров, я уже позабыл.
     Из психологии запомнилась разве что игра в «испорченный телефон». Берётся группа десять человек. Девять выходят за дверь, первому зачитывают описание производственной ситуации. Ну, условно, действующие лица начальник участка, крановщица, ещё кто-то.  Первый пересказывает ситуацию своими словами второму, пришедшему из-за двери и т.д. В итоге ситуация, изложенная десятым не имеет ничего общего с исходной, а действующими лицами являются «одна баба», «первый мужик» и «второй мужик».
     Но учёба эта подогрела мой интерес к психологии, и вот в восемьдесят девятом, будучи первый и последний раз в своей жизни в жыдобендеровском городе Львове…
     Заметьте, это ещё восемьдесят девятый… По городу ходили немолодые мужчины с длинными усами, в вышиванках, носили жовто-блакитные флаги и портреты Степана Бандеры. Впрочем, митинги с такими же флагами на тему нэзалэжности в том году видел и в Харькове…
      Так вот, в книжном магазине Львова купил книжку восточногерманского психиатра Карла Леонгарда «Акцентуированные личности».
     Книжку у меня позже увели, но была она вот именно с такой обложкой.
     Прочитал с огромным удовольствием, поскольку монография содержит немало описаний таковых личностей, которых, как писал автор, в Берлине не менее пятидесяти процентов населения. Причём описания, как из практики автора, начавшейся ещё в гитлеровской Германии и продолжившейся в ГДР, а также примеры из литературы, в частности, Толстого, Достоевского
     По прочтении книжки я самодиагностировался, как эмоционально лабильный тип личности (хотя внешних проявлений совсем немного, просто сам её ощущаю), также поставил диагнозы всем своим знакомым. Были среди них и демонстративные личности, и ананкасты (педанты)… В общем, «…весь мир- сумасшедший дом…» ©
                                                  *  *  *
     А позже довелось слегка ознакомиться с выводами московского психиатра П.Б.Ганнушкина и петербургского А.Е.Личко о так называемых «конституциональных глупцах». Правда, Личко это называет ещё и конформизмом, но тут, имхо, не так просто. Ибо в СССР я был, разумеется, конформистом, но по мере взросления официальные догмы разделял всё меньше и меньше, хотя, как пламенная Валерия Ильинична, не протестовал против них. Её же, как известно, за её не совпадающую с официальной точку зрения, лечили в психиатрической больнице спецтипа.
      Вот цитата Ганнушкина о конституциональных глупцах: «Одной из отличительных черт «конституционально» ограниченных является их большая внушаемость, их постоянная готовность подчиняться голосу большинства («Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»); из естественного чувства самозащиты они держатся за старое...»
     По-моему,  речь идёт о пресловутых восьмидесяти шести процентах населения. И можно ли такую глупость устранить соответствующим образованием, не знаю. Сперва надо научить учителей…
                                                  *  *  *
     Если же говорить о национальном характере русских, то и психиатр Е.К.Краснушкин, и социолог В.Ф.Чеснокова (псевдоним Ксения Касьянова), пишут, что таковой является ярко выраженным эпилептоидным. В присущей мне эмоциональной лабильности, вероятно, есть черты этой эпилептоидности.
     Другое дело, что читаю я не так уж мало. Причём авторов, выражающих противоположные взгляды. И если, например, точка зрения Хайека (или Адама Смита) в экономике мне ближе, чем Маркса, так ведь последнего я тоже читал. Также, как Резуна- Суворова и его оппонентов. И принимаю точку зрения Резуна, ибо, имхо, она логичнее…
                                                  *  *  *
      Из забавных психических отклонений можно назвать копролапию- непреодолимое стремление к нецензурной лексике без всякого повода. И, как частный случай, копрографию:
      Как писал Владимир Семёнович: «Распространенье наше по планете особенно заметно вдалеке. В общественном парижском туалете есть надписи на русском языке…»
                                                  *  *  *
      И вот, наконец, повыписывав присущие мне дикие кренделя, которые психиатры называют «грубым смысловым соскальзыванием», хотя в данном случае далеко от темы я не соскальзывал, перейду ближе к новости, которую хочу рассказать.
      Есть такой общеизвестный термин, как мания величия, психиатры говорят бред величия или мегаломания.
      «-В какой палате у нас прокурор?
-В шестой, там же где Наполеон…» (Из х/ф «Кавказская пленница»)
      Причём, под бред величия подходят и бред реформаторства, и бред изобретательства, и другие. Персонаж с бредом реформаторства давно уже обитает в «социальной сети для зрелых людей»- Макспарке. Идея его в очищенном виде сводится к «…взять всё да поделить…», однако, он на полном серьёзе спрашивает, как ему выдвинуться на нобелевку по экономике.
      Вообще же «зрелые люди» этой сети в массе своей- ярко выраженные конституциональные глупцы по Ганнушкину. Основные тезисы- Россия лучшая страна мира, нигде люди не живут так счастливо, Запад нам враг, они нас ненавидят, во всём виноваты евреи, ну, и т.д.
      Насчёт бреда изобретательства в восьмидесятые слышал от эксперта ВНИИГПЭ: «Ты не представляешь, сколько психически больных людей тут ходит…». В начале девяностых, когда подрабатывал оформлением заявок на изобретения, столкнулся с таковыми и сам.
      Отождествление себя с каким-либо известным человеком также один из случаев бреда величия. Причём, необязательно, известным, может быть просто вымышленным. Нобелевский лауреат по экономике (вообще-то, он математик) Джон Форбс Нэш считал себя императором Антарктиды. Любопытно, шизофрению ему диагностировали в тридцать лет, нобелевку он получил в шестьдесят шесть, а разбился на автомобиле в восемьдесят шесть...
      Имхо, сегодня бредом величия страдает огромная часть населения России вместе с президентом, уверяя, что они «встали с колен», забывая при этом про отсутствие хороших дорог везде кроме мегаполисов, 27% аборигенов (данные WaterAID) пользующихся девайсом в виде прорубленной между досками дырки и ВВП на душу населения в 2,5 раза меньше, чем в Эстонии.
     В девятнадцатом веке среди душевнобольных было немало Наполеонов. Мне неизвестно, много ли сейчас в психиатрических больницах Путиных, но вот кого на самом деле много, так это его жён и любовниц. Нередко по две в одной палате. При этом обвиняют друг друга во лжи, уверяя, что вот именно она истинная жена. Или любовница.
     Одна, с её слов, бывшая балерина, в девяностые работала кем-то в мэрии Санкт-Петербурга и подписывала у тогдашнего заместителя мэра какие-то бумаги. Поскольку она ещё якобы и бывшая балерина, то для поддержания балетной формы по утрам танцевала в балетной пачке на набережной Мойки.
     В таком виде её и застал, выгуливавший собаку Владимир Владимирович, поинтересовался, чего это она тут «Лебединое озеро» танцует.
     -Что Вы, Владимир Владимирович, это Сен-Санс,- отвечала та… Вскоре с набережной её и увезли…
      Ну, вы поняли, да?.. Это я так, по3,14##еть ради поддержания настроения…

3 комментария: