понедельник, 8 мая 2017 г.

День в истории. 8 мая 1838 года

     8 мая 1838 года в Англии была опубликована «Народная хартия», программа политических требований английских рабочих.
     Слово «charter» имеет несколько значений. Первоначальное- документ, грамота. В России устоялось произношение «хартия». Как хотим, так и говорим. Мексика и Мехико, Томас Гексли и Олдос Хаксли, мореплаватель и река Гудзон и миссис Хадсон…
     Не буду употреблять марксов термин «пролетарий», ибо оный фактически означает «мужик с яйцами», то есть, у которого кроме указанных девайсов больше ничего нет. Хотя, можно предположить, в эпоху, о которой идёт речь, так оно и было. Избегну также термина советской эпохи "гегемон"...
     Что жилось тогда несладко, описано Чарльзом Диккенсом, в том самом 1838 году опубликовавшем своего «Оливера Твиста». Читал, разумеется, в детстве. А также не раз смотрел художественный фильм, ибо его очень любили крутить на детских утренниках в школьные каникулы и по телевизору, который в семье моих родителей появился в 1964 году. Чтоб, значеццо, советские детишки проникались мыслью о своём счастливом детстве в сравнении с миром капитала...
     Поскольку экранизаций этого произведения Диккенса было несколько, ну, поменьше, чем Шерлока Холмса, но всё же, точно назвать, которая именно, не могу, предположу лишь, что Дэвида Лина от 1948 года, хотя была и более ранняя от 1933 года. А потом 1968, 1997 и последняя, известного педофила и режиссёра Романа Полански от 2005 года. Но я смотрел только одну…
                                                     *  *  *
      В общем, кратко об Англии девятнадцатого века. Который считается её золотой эпохой. Как для России годы правления немецкой девочки Сони, переименованной в Катю… И тут же мелькнула полубезумная мысль о фрау Меркель в качестве будущего президента… Хотя немолода, моя ровесница, однако ж Рейган стал президентом в шестьдесят девять и сумел повернуть жизнь на планете в лучшую сторону. Если б не обратный путинский разворот в нулевые
      Ладно… Революционная зараза из Франции на британские острова не проникла, в стране примерно в те же годы началась другая революция, научно-техническая. Ткацкий станок Картрайта, паровая машина Уатта, паровоз Стефенсона, усовершенствование и начало промышленного производства токарных станков и сверлильных машин, развитие металлургии и угольной промышленности.
      Всё это Англия конца восемнадцатого- начало девятнадцатого века. И идеи Адама Смита о благотворности подобного порядка вещей…
      Сегодняшние экономические советники Путина видимо не знают то, что когда-то знал Евгений Онегин…
      Условия для промышленной революции были созданы буржуазной революцией семнадцатого века, в результате которой монархия стала конституционной, а стремящаяся к прибыли буржуазия допущена к власти.
      Хотя с 1760 по 1820 год страной правил страдавший наследственным психическим заболеванием Георг Третий (лишь с 1811 года ввели пост регента при нём), парламентская система успешно работала и при таком. То есть, четверть тысячелетия назад в Британии действовал порядок, которого нет в России и по сей день. Монарх безумен, а всё крутится в правильном направлении.
      В сельском хозяйстве тоже произошла промышленная революция. Мелкие крестьянские хозяйства уступали крупному фермерскому землевладению, при котором стали использовать более совершенные машины и агротехнику, удобрения. По урожайности и продуктивности животноводства Британия в начале девятнадцатого века превосходила другие европейские страны в несколько раз.
      Экономическому росту способствовали и войны с Наполеоном. Правительственные заказы на поставки продовольствия, сукна, оружия. Не только самим британцам. Россия воевала в английских мундирах и шинелях, стреляла из английских ружей английскими патронами…
      Плюс колониальная политика. В отличие от колониализма прошлых веков, в девятнадцатом веке колонии использовались не только, как источники сырья (Австралия- шерсти, Индия- хлопка), но и как рынки сбыта произведённой промышленной продукции. В результате промышленность сателлитов не развивалась.
      Только не надо видеть в этом одни минусы для этих сателлитов. Та же Индия к началу двадцатого века имела четвёртую в мире по протяжённости сеть железных дорог, а получившие независимость в середине двадцатого века индусы не стали менять полученную от британцев политическую систему. Вместе с устройством армии, полиции, почты и т.д. А уж Сингапур, взяв за основу порядки прежней метрополии, создал одну из самых эффективных экономик на планете…
      В общем, с одной стороны был экономический рост, с другой рос разрыв между богатыми и бедными. Диккенс всё описывал справедливо, так оно и было. Также на увеличение диспропорций повлияли действовавшие с 1815 по 1846 год «хлебные законы», то есть, законы о пошлине на ввозимое зерно. В результате поддерживалась высокая цена на хлеб, что было благоприятно для крупных фермерских хозяйств, но било по карману городских работяг. 
      Некоторые реформы были проведены в годы правления (1830- 1837) Вильгельма Четвёртого. Введены ограничения на детский труд, изменён закон о бедных, отменено рабство в колониях. И проведена парламентская реформа 1832 года, по которой избирательное право получила новая промышленная буржуазия, ранее такового не имевшая. Этому, кстати, поспособствовал новый революционный взрыв во Франции в 1830 году.
      А в 1837 году в Англии началась викторианская эпоха, годы правления королевы Виктории,
внучки упомянутого Георга Третьего. Правила она почти 64 года, от Николая Первого (о котором отзывалась не очень лестно) до Второго в России, в промежутке между которыми ещё два императора…
     Кстати, многие пуританские нормы той викторианской эпохи пришлись бы по вкусу нынешним российским духовноскрепителям. Это отдельная тема, но античные скульптуры демонстрировались только с фиговыми листочками (на ту же тему рассказ Веллера «Лаокоон»), женщинам запрещалось чтение политических статей, ну, и… настоящая леди не должна была кричать в постели…
                                                     *  *  *
      Рабочие поначалу поддержали парламентскую реформу 1832 года, однако, в результате экономического кризиса 1836 года их положение ухудшилось. Подлил масла закон о бедных от 1834 года, по которому помощь безработным допускалась только через работные дома, где положение людей было весьма унизительным.
      С 1836 года в стране происходили митинги (майданы) с десятками и сотнями тысяч участников. В основном, против закона о работных домах. Так возникло движение рабочих за свои права, названное чартистским (хартия, чартер, см.выше). В нём было два крыла.
      Правое, умеренное возглавляли либеральный депутат Эттвуд и секретарь возникшей в 1836 году Лондонской ассоциации рабочих столяр Уильям Ловетт. Они высказывались за союз рабочих с буржуазией, воздействие на парламент мирными средствами: митингами, петициями.
     Левое крыло во главе с этническими ирландцами О`Коннором, О`Брайеном и "примкнувшим к ним" священником Стефенсом за насильственные методы. В советском школьном учебнике истории О`Коннор упоминался, а вот  Эттвуда с Ловеттом не припомню.
      Если правые были за отмену хлебных законов, то левые нет, полагая, что это повлечёт снижение зарплаты рабочих и росту жизненного уровня способствовать не будет. Кроме того левые ратовали за ликвидацию постоянной армии и государственной церкви (глава англиканской церкви после Генриха Восьмого- монарх).
     Было ещё и экстремистское крыло, которым руководил Джордж Харни, позже познакомившийся с Марксом и Энгельсом. Именно он в 1850 году опубликовал перевод на английский «Манифеста коммунистической партии» про появившийся в Европе призрак, который там побродил- побродил, никуда не приткнулся и отправился в Азиопу…
      В результате к 1838 году была выработана и сформулирована в шести пунктах петиция к парламенту, требовавшая:
      -всеобщего избирательного права для мужчин от 21 года;
      -отмена имущественного ценза на право избираться в парламент;
      -тайное голосование;
      -равенство (видимо, по числу населения) избирательных округов;
      -зарплата парламентариев;
      -годичный срок действия парламента.
      Пропагандой хартии с такими политическими требованиями, которые в итоге должны были привести к улучшению экономического положения рабочих, занимался журналист- чартист Джеймс Бронтер в изданиях «Poor Man’s Guardian» и «National Reformer». Заметьте, никаких требований обобществления средств производства. Вот цитата из преамбулы:
       «Мы изнемогаем под бременем налогов, которые нашими повелителями всё-таки признаются недостаточными. Наши торговцы и промышленники находятся на краю разорения. Наши рабочие голодают…
     …Капитал не должен быть лишён надлежащей прибыли, труд рабочего—надлежащего вознаграждения…
     …единственное средство, при помощи которого интересы народа могут получить защиту, мы требуем, чтобы охрана интересов народа была вверена ему самому».
      То есть. Британским рабочим, тем самым «мужикам с яйцами» по Карлу Марксу, в первой половине девятнадцатого века было понятно, если у капиталиста нет прибыли, у рабочего нет зарплаты. Никаких тебе "Взять всё да поделить"... А, исходя из неопровержимой аксиомы, что частная собственность приносит бОльшую прибыль, нежели любая иная, надо просто выбрать такую законодательную власть, которая, во-первых, сама не будет воровать, во-вторых, не даст исполнительной 3,14##ить виолончели и строить дворцы на мысе Идокопас... 
      Позже Генри Форд сформулировал: «Не работодатель выдаёт зарплату, работодатель только распределяет деньги. Зарплату выдаёт клиент».
      А доктор из фильма Марка Захарова «Формула любви» устами группенфюрера Хайнриха Мюллера Леонида Броневого молвил: «Коли доктор сыт, так и больному легче».
      Сие по сей день недоступно обитателям огромных пространств Азиопы…
                                                       *  *  *
      Потом были ещё хартии 1842 и 1848 годов. Цели не были достигнуты сразу, однако хлебные законы отменены, рабочий день ограничен десятью часами.  Потом возник тред- юнионизм (профсоюзы), а избирательное право постепенно, в 1867, 1918, 1928 году и так далее, получали всё большее количество людей...

2 комментария:

  1. Мне кажется, что в истории становления Англии, как мирового лидера, очень большую роль сыграл Вильгельм Оранский. Один его Билль о правах чего стоит! Принять такой документ в 17 веке - это надо было суметь. Тем более, что это первый случай в истории, когда правящий монарх сам ограничил свои права. В России примерно в это же время сжигали Аввакума.

    ОтветитьУдалить
  2. Живо и доступно. Но слегка обидно. Эту тему надо было ТАК вдалбливать в средней школе еще в 80-е!

    ОтветитьУдалить