воскресенье, 30 апреля 2023 г.

Косыгинский гедонизм и киношный реализм. Часть 3

  ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3

   Трудно самому вспомнить, когда советские женщины массово стали красить губы, ресницы, волосы, мой пубертатный период пришёлся на вторую половину шестидесятых. Но в начале семидесятых и женщины средних лет, и пятнадцати- шестнадцатилетние девушки точно красились. В школу накрашенными всё же не ходили, выгнали бы с урока, а вот в вуз уже запросто.
   Вайль и Генис старше меня ненамного, но они изучали источники, пишут, что до шестидесятых красились только актрисы, изредка зрительницы в театрах и "женщины с пониженной социальной ответственностью" (С). А в конце шестидесятых это было уже нормой. В мегаполисах, по крайней мере.
   Мини-юбки на Западе вошли в моду (отдельные ранние эпизоды опустим) в начале в шестидесятых. В СССР старт был дан проведённым в сентябре1967 года в Москве Международным фестивалем моды. Вскоре уже носили юбки сантиметров на двадцать выше колен. Хотя даже там у них не все воспринимали одобрительно. Пожилая Коко Шанель высказывалась: "Колени - самая отвратительная часть женского тела, их непременно нужно прятать".
   Советская промышленность передирала с западных образцов, что удавалось, включая модели автомобилей, бытовой техники, народ тоже копировал, что видел в западных фильмах и изредка попадавшихся журналах. Причёска "бабетта" стала популярной у городских девушек и женщин после фильма 1959 года "Бабетта идёт на войну" с Брижит Бардо в главной роли. В СССР эта мода вызвала противодействие как по идеологическим, так и гигиеническим мотивам. Лаков для волос, необходимых для создания "домика" на голове, здесь не выпускалось, пользовались мебельными лаками, в головах заводились вши...
   Тем не менее в фильме "Журналист" две девушки с "бабеттой": стервозная московская подружка Алябьева (Жанна Болотова) и начинающая журналистка из Горноуральска, роль которой исполнила Валентина Теличкина. Это один из первых созданных ею многочисленных образов девушек- тормозов. В зрелом возрасте сыграла мать Саши Белого в "Бригаде". Последняя роль Жанны Болотовой в кино- преподавательница экономики в "Жмурках" Балабанова. Её лекцией о первоначальном накоплении начинается фильм.
   Да, заметим, 1967 год, ресницы у Болотовой и Теличкиной накрашены, у второй ещё и брови выщипаны, у первой причёска закрывает, не видно. Это Мухосранск, но девушка непростая- журналистка начинающая, за модой следит. Хотя советские щипцы для бровей ничего не выщипывали, мне жена говорила... 
   Шутка- загадка от Е.Т. Гайдара: жужжит, летает, в ухо не попадает. Ответ: советская летающая жужжалка для попадания в ухо... Гэдээровские щипцы выщипывали, но были дефицитом. Советские женщины с высшим и средним техническим приспособили для выполнения данной функции рейсфедер- инструмент из конструкторской готовальни. Ни для чего другого его не использовали, ибо кальки с чертежей снимали в светокопировальных аппаратах. По крайней мере, с середины семидесятых, когда началась моя конструкторская карьера.
   Понятно, что простая заводская девушка Шура Окаёмова обходится без "бабетты", носит простую стрижку. Хотя, сдаётся мне, у Галины Польских на фото выше, затрудняюсь сказать насчёт ресниц, но брови выщипаны. Показанные в фильме Герасимова парижанки в 1967 году тоже без "бабетт". У девятнадцатилетней Мирей Матье короткая стрижка, у Анни Жирардо волосы средней длины, длинные распущенные волосы у подруги американского журналиста (Татьяна Мясина, она же баронесса Стефани фон Ватсдорф- французская балерина с русскими корнями). Всё к нам приходило с некоторым временным лагом.
   Советские мужчины в конце шестидесятых тоже не чуждались западной моды. Многие стали носить длинные волосы. Источников тут, полагаю, два- хиппи и ансамбль "The Beatles". В первом мультфильме "Ну, погоди" от 1969 года волк уже с длинными волосами...
   Помимо того в шестидесятые продвинутые граждане и гражданки носили плащи болония (или болонья, непринципиально), по имени итальянского города, где в 1088 году появился первый в мире университет (арабские во внимание принимать не будем, по причине, что они были исключительно теологическими). 
   Там и была придумана одноимённая ткань на основе капрона, производство которой по лицензии освоил Наро-Фоминский комбинат. Продвинутые потому, что плащик, изготовленный из этого материала стоил 50 рублей при средней зарплате в СССР в 1961 году 80, а в 1970- 115 рублей.
   "Мои друзья - хоть не в болонии
Зато не тащут из семьиА гадость пьют - из экономии
Хоть поутру - да на свои!" (С)
   В семидесятые плащи по причине устаревания фасона вышли из моды, но советская промышленность лепила их до Горбачёва. Как в пятидесятые- шестидесятые драповые пальто (сцена их продажи вошла в фильм "Дайте жалобную книгу", упомянутого в начале статьи) и "ибанские" штаны. 
   По производству же обуви на душу населения Советский Союз был мировым лидером. Все полки в семидесятые- восьмидесятые были заставлены, никто не покупал. Ветер заносил в страну запахи загнивающего Запада, все гонялись за импортом. Обувью хотя бы чешской. У меня были вполне приличные полуботинки производства ГДР. За австрийскими же и итальянскими сапогами дамы занимали очередь с вечера, на следующий день бегали с работы отмечаться. Даже если своего размера не было, брали любой в надежде обменять на что-нибудь другое ценное или продать чуть дороже.
                                             *   *   *
 
   Стремление людей к достойной жизни, полагаю, присущее им просто принадлежностью к хомо сапиенс, вспомним эпикурейство, только до шестидесятых оное не одобрялось официальной идеологией, встречало противодействие не только со стороны партийных идеологов, но нередко и "простых советских людей"...
   "Мне ненавистен "простой человек", т.е. ненавистен постоянно и глубоко, противен и в занятости и в досуге, в радости и в слезах, в привязанности и в злости, и все его вкусы, и манеры, и вся его "простота", наконец... О, как мои слабые нервы выдерживают такую гигантскую дозу раздражения. Я поседел от того, что в милом старом веке называли попросту "мизантропиею"" (Вен.В. Ерофеев)
   Желание жить хорошо, носить и иметь в доме хорошие вещи официальной пропагандой и подверженными оной "простыми людьми" называлось мещанством. Хотя слово мещанин образовано от польского и украинского miasto- мiсто- город и означает горожанин. Точно также, как буржуа и бюргер от бург, гражданин от град. В переводе одно и то же, а значения в русском языке разные. Определений мещанства несколько, можно прочитать в Википедии.
   Борьба комсомола и народных дружинников со стилягами показана в фильме Валерия Тодоровского "Стиляги". Но то сталинская эпоха. В Ленинграде второй половины шестидесятых о случаях разрезания широких (клешей, вошедших в моду в конце десятилетия) или, напротив, узких брюк, насильственных стрижках "волосатиков" не слышал. Сам ходил лохматый, насильно не стригли. Но доя@ывались нередко. В провинции, по слухам, бывали и разрезания брюк, и стрижки.
   Из газеты "Вечерний Ленинград", 1963 год:
   Осуждению подвергалась причёска "бабетта", накрашенные губы и ресницы, мини-юбки. Случаи наездов "общественности" в лице не только немолодых женщин, но и мужчин, причём нередко молодых, на девушек с накрашенными ресницами или в мини-юбках доводилось наблюдать лично. В транспорте, например. Это конец шестидесятых. В семидесятые уже устаканилось, внимания никто не обращал.
   Борьба с мещанством и вещизмом нашла отражение в фильме Г.Г. Натансона и А.В. Эфроса "Шумный день", 1960 год. По мотивам пьесы В.С. Розова. Большая семья в московской квартире. Мама и четверо взрослых детей, младшему, роль которого исполняет двадцатипятилетний О.П. Табаков (Вальтер Шелленберг, голос кота Матроскина), пятнадцать. Плюс какие-то знакомые постоянно околачиваются.
   Старший сын, кандидат наук, с женой ждут отдельную квартиру, уже хрущёвская эпоха, идёт массовое жилищное строительство. Невестка, готовясь к получению нового жилья, бегает по магазинам, покупает модную импортную (стран СЭВ, разумеется, другой не было) мебель, ставит в квартире, больше негде. Так жили. Покупали нужную вещь, когда удавалось, а не в тот момент, когда она была нужна. 
   Поведение её с позиций той эпохи вполне логичное. Только тесно в квартире от покрытой чехлами мебели. Эта невестка, гоняющаяся за мебелью и есть мещанка, поведение которой следует осуждать "простым" советским людям. Между ней и героем Табакова возникает в итоге конфликт. Он случайно проливает чернила на новую мебель, она в расстроенных чувствах выбрасывает в окно аквариум с рыбками.
   Будущий Шелленберг- Матроскин срывает со стены отцовскую саблю времён Гражданской войны и рубит ею мебель, потом убегает из дома. Ну, типа, понятно, мебель не живая, а рыбки живые. Несомненно, выбрасывание в окно рыбок весьма нехороший поступок. Хотя эмоции женщины, х.з. сколько времени и нервов потратившей, чтобы достать этот гарнитур (бывало ведь ночами стояли, очередь стерегли), понять можно. Хочется женщине создать домашний очаг...
   Это такой художественный приём у криэйторов, наделить персонаж, совершающий заведомо неблаговидные поступки, ещё и чертами, не нравящимися лично автору произведения. Смердяков, к примеру. Ясен перец, герой отрицательный, убийца. Но Фёдор Михайлович до кучи добавляет ему русофобию с рассуждениями об умной и глупой нациях, это о войне с Наполеоном. То есть, русофоб и убийца в одном флаконе. А я вот отчасти с цивилизаторской ролью передовых народов в отношении более отсталых могу согласиться. И примеров в истории масса. Но это отдельная тема.
   Кроме того Смердяков чрезмерно чистоплотен, эта черта, видимо, тоже неприятна писателю, самому ему, надо полагать, сие менее свойственно. Честно говоря, мне тоже не очень близка именно чрезмерность, да и кому не доводилось в совке пить из стаканов у автоматов с газировкой или пивных кружек, которые только слегка споласкивались изнутри. Ничего, живы же. Как спортсмен с пятидесятипятилетним (на сегодняшний день) стажем, придерживаюсь мнения- всё, что нас не убивает, делает сильнее (адаптация к стрессу Ганса Селье). Но неприязни к суперчистюлям у меня никогда не было и нет, знаю таких людей. Улыбнусь про себя и всё. А вот мужик, проигрывающий деньги жены в казино, мне неприятен. Это в огород Фёдора Михалыча кирпич, ежели что.
   Так и авторы фильма "Шумный день", дабы подчеркнуть, что мещанка Леночка ещё и не очень хороший человек, добавляют ей в характеристику выброшенный аквариум. Могли бы и супружескую измену, а то и вовсе педофилию. "Сегодня ты играешь трэш, а завтра бабу свою съешь" (С). Впрочем, измена не очень канает, она всё же для семьи старается. Семейный очаг в её понимании комфортным быть должен.
   Кстати, фильм не сразу попал на экраны. Против были и министр культуры Фурцева, и главный комсомолец Павлов, который потом Олимпиаду организовывал. Им в не очень убранных арбатских дворах, где снимался фильм, итальянский неореализм померещился...
                                         *   *   *
   Вот так постепенно через фестиваль, западные книги, фильмы, картины, гедонизм, именуемый в СССР мещанством, отравлял души советских граждан, отвлекая их от строительства коммунизма. И сама декларация оного с трибуны XXII Съезда КПСС: "НОнешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме" (С) способствовала этому тренду.
   Что такое коммунизм никто толком не представлял, но формулу "каждому по потребности" уловили.  "Возросли потребности, я бы даже сказал не потребности возросли, возросли возможности говорить о потребностях" (Н.С. Хрущев).
   "Цвели и пахли надежда и вера в светлое будущее мирового коммунизма: типа гибрид новогодней елки и павлиньего хвоста, и там много еды, одежды и бесплатных квартир" (М.И. Веллер)
   "Еще немного, еще чуть-чуть - и заколосятся груши на вербе, и добрые роботы выкопают на тучных полях сладкие корни, и человечество затрубит в рог изобилия" (П.Л. Вайль, А.А. Генис)
   "Я постоянно старался и никак не мог понять, что же такое коммунизм… Я добивался, чтобы сущность коммунизма разъяснил мне отец, но и от него не получал никаких вразумительных ответов. Я понял, что суть дела была не очень-то ясна ему самому" (С.Н. Хрущёв, сын Н.С. Хрущёва)
   Писатель Л.А. Кассиль (я читал только "Кондуит и Швамбрания" и "Вратарь республики") выпустил книжку "Про жизнь совсем хорошую", Детгиз, 1962, где попытался объяснить советским детям насчёт коммунизма. На вопрос Славы Сабитова из Алма-Аты, будут ли ему при коммунизме давать каждый день килограмм конфет, уклончиво ответил, что от такого количества конфет живот может заболеть.
   Взрослое население постепенно повышало свой порог потребностей, тем более приоткрывавшийся железный занавес демонстрировал образцы потреблятства, к которым можно стремиться. Вышли на наши экраны французские фильмы с Луи де Фюнесом, потом Пьером Ришаром. Мы не только воспринимали сюжеты, смеялись над комическими ситуациями. Как они одеты, в каких квартирах живут, на каких автомобилях ездят, тоже видели.
   Число людей, выезжающих за границу, не только в социалистические, но и капиталистические страны, росло. Про артистов балета, спортсменов, моряков загранфлота выше писал. Привозили сюда разные вещи не только для личного потребления, но и в комиссионку сдавали, на "галёре" Гостиного Двора в Ленинграде продавали.
   Советским гражданам, впервые попавшим за границу, реально плохело при виде их магазинов. Марина Влади описывает фактически истерику Высоцкого при первом посещении Западного Берлина в 1973 году. Полагаю, чета Горбачёвых, важно и то, что Михаил Сергеевич впервые в Западной Европе в семидесятые был с Раисой Максимовной, тоже впечатлилась. Что и послужило немалой причиной более поздней перестройки.
   Фамилия премьера с 1964 по 1980 г.г. А.Н. Косыгина в названии статьи упомянута. При нём начались реформы, имевшие целью в том числе повышение уровня жизни, то есть, обеспечение населения разнообразными и многочисленными полезными ништяками, которыми ранее Софья Власьевна просто не заморачивалась. Не баре, мол, так проживут.
   Восьмая пятилетка (1966- 1970 г.г.) в премьерство Косыгина по достигнутым показателям получила название "Золотой". Помимо разных ГЭС и металлургических комбинатов запустили первую очередь Волжского автомобильного завода, предприятия лёгкой промышленности новые построили. Реально в шестидесятые уровень жизни рос быстрее, чем раньше и позже.
   Просто по своей семье помню. В 1960 втроём с матерью и отцом из коммуналки без ванны на Фонтанке, где примерно на тридцати квадратных метрах десять человек проживали, переехали в комнату двадцать квадратов в сталинском доме, тоже коммуналка. В шестьдесят седьмом вчетвером уже с младшим братом в двухкомнатную хрущёвку.
   В шестьдесят четвёртом у нас в семье появился первый телевизор, третий в подъезде на восемь квартир, примерно 15- 20 семей. В шестьдесят седьмом радиола "Ригонда", в шестьдесят девятом холодильник. В 1962 году в США имели холодильники 98% семей, в Италии 20%, в СССР 5%. В середине семидесятых практически у всех жителей советских мегаполисов холодильники были.
   Автомобили. В 1970 году их в СССР было 5 штук на 1000 жителей, в 1985- 45. В России в 1998- 114, сейчас больше 300. В США в 1929 году было 200- 250 (в разных источниках) личных автомобилей на 1000 жителей. В 1948 году на советские экраны было выпустили фильм "Гроздья гнева" по Джону Стейнбеку. Вроде как полагалось сочувствовать бедам семейства фермеров Джоудов. Но... Едут-то они из своей Оклахомы в Калифорнию на личном грузовичке. Советские люди на это сразу обратили внимание, и фильм из проката исчез.
   Не мне судить, могли ли косыгинские реформы стать по радикальности подобными дэнсяопиновским. Дэн таки сумел в начале восьмидесятых стать лидером партии и государства, а Алексей Николаевич оставался на вторых ролях. Ильич Второй сам по жизни был гедонистом, разумеется, в рамках своего воображения и партийных рамок. Идокопасы и аквадискотеки с бл@@ями ему в голову не приходили. Да и мозги марксизмом- ленинизмом сильно были засраны. Как, кстати, у Михаила Сергеевича.
   И реформам, предполагавшим введение хоть незначительной доли рынка, было сильное противодействие в Политбюро. В первую очередь со стороны М.А. Суслова, брежневского "серого кардинала". Главный идеолог партии и аскет по жизни. "По своей сути он был живым олицетворением партийного консерватизма, начиная от своей старомодной одежды и всем известных калош и до принципов, которые он исповедовал: не думай, не изобретай, делай только так, как было" (М.Ф. Ненашев, историк, журналист, Председатель Гостелерадио в 1989- 90 г.г.)
   Как бы оно там вышло, но в шестидесятые в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) нашли нефть, а потом газ. Которых оказалось до хрена, см. фильм А.С. Кончаловского "Сибириада". А чуток позже, в октябре семьдесят третьего случилась Война Судного дня, после которой арабы отказались поставлять нефть Западу, цены вмиг скакнули в три- четыре раза, тут и подвернулся Советский Союз со своей нефтью, подсадивший себя на иглу, с которой не слезть и по сей день. Ресурсное проклятие (resourse curse)...
   Реформы Косыгина постепенно свернули. А вот рост потребностей остановить не удалось. Начался этот рост в пятидесятые, и власть сама же оному потакала и стимулировала своими байками про "догнать Америку" и "нОнешнее поколение советских людей будет...". Форточки на Запад приоткрыли, мы увидели, как там живут и захотели также. А возможности стали отставать от потребностей.
   Как оно было уже в семидесятые, в дневниках зав. отделом ЦК КПСС Ю.А. Черняева, писателя Ю.М. Нагибина, моих статьях...
   Всё нараставший разрыв между реальной жизнью и гедонистическими стремлениями населения, которые советская промышленность удовлетворить не могла, наряду с падением цен на нефть осенью восемьдесят пятого и не продуманными действиями горбачёвской команды, привели к 3,14здецу конца восьмидесятых- начала девяностых, выход из которого начался реформами Гайдара, благодаря которым уже к середине нулевых уровень жизни был намного выше, чем во всю советскую эпоху. Что потом снова начался спад, совсем другая история. "Экономика из жопы и обратно".

2 комментария:

  1. Виктор, круг Ваших интересов натолько широк, что я уже начал беспокоиться о Вам! Уймитесь, ВиктОр!!!😂😂😂

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. начал беспокоиться о Вам!...
      ===
      В худой котомк поклав ржаное хлебо,
      Я ухожу туда, где птичья звон.
      И вижу над собою синий небо,
      Косматый облак и высокий крон.

      Я дома здесь. Я здесь пришел не в гости.
      Снимаю кепк, одетый набекрень.
      Веселый птичк, помахивая хвостик,
      Высвистывает мой стихотворень.

      Зеленый травк ложится под ногами,
      И сам к бумаге тянется рука.
      И я шепчу дрожащие губами:
      «Велик могучим русский языка!» (С)

      Удалить