среда, 1 июня 2016 г.

Съездил тут в Москву

          Посетил тут первопрестольную, белокаменную, златоглавую и нерезиновую после перерыва в двадцать два года. В семидесятые- восьмидесятые так постоянно мотался, когда в атомной энергетике работал, потом ушёл, и как отрубило. А незачем было…
          Из больших городов, которые видел в последнее время, могу сравнивать с Санкт-Петербургом и Казанью. И, очевидно, что денег у Москвы куда больше. Все эти цветочные арки, множество скамеек в пешеходных зонах, некоторые из которых даже не скамейки, а лежаки. В Питере такого нет, а уж в Казани и подавно.
          Ну, и… Не вполне справедливо, однако. Нефть добывают в ХМАО, газ в ЯНАО, а налоги Роснефть и Газпром платят в Москве. И, как будто, в России все дети здоровы (а на простату Кобзона мне нас#ать)…
          Ездил по схеме, отработанной ещё в молодости: ночь туда, ночь обратно. С делами управился быстро, в первой половине дня, прошёлся пешочком по Пречистенке, которую помню, как Кропоткинская, до известного храма, за песни и пляски в котором дают до трёх лет. Сам храм помню, как бассейн «Москва», где купался неоднократно.
         Потом доехал до Ленинградского вокзала, где случился инцидентик, о нём ниже, скинул полученный багаж в камеру хранения и поехал в Третьяковку. Во второй раз в жизни. Первый был больше сорока лет назад, как раз во время работы «исторического» XXV съезда КПСС. Морозы, помнится, сильные были.
         И ещё. Шли мы тогда с Ирой до галереи в Лаврушинском переулке от метро «Новокузнецкая». «Третьяковской» ещё не было. И тут, как-то не сильно парясь, на «Новокузнецкой» я и выскочил, хотя видел, что есть переход на «Третьяковскую». Спрашиваю народ, где галерея, не знает никто. Какая-то женщина подсказала, надо дойти до Кадашевской набережной, а уж по ней до Лаврушинского переулка. Выходящего на Лужков мост, который официально Третьяковский.
         Пенсионерский билет в галерею обошёлся в 150 рублей, обычный вроде бы 400.
         При первом посещении сорок лет назад запомнился эпизод. Там какой-то отдельный зал сбоку был, и чего в нём, пока не войдёшь, не видишь. А служительница на вопросы отвечает, вы, мол, зайдите и посмотрите. Заходим. А там картина художника Налбандяна «Брежнев на Малой Земле». В этот раз картины «Путин ведёт корюшку на нерест», к счастью, не было.
         А так, прошёлся по галерее часа за полтора или чуток больше. Помню, что «Лунную ночь на Днепре» Куинджи вроде бы в Питере (ещё Ленинграде) раньше видел. Вернувшись домой, уточнил. Так и есть, оригинал в Русском музее, в Третьяковке копия.
         Из того, на что не обращал внимания раньше, «Пейзаж в пригороде Санкт-Петербурга» С.Ф.Щедрина, восемнадцатый век.
         На фотографии плохо видно горы на заднем плане, в оригинале более отчётливо. Сразу задумался, что за горы такие в окрестностях С.-Петербурга. Кроме как Вороньей и расположенной рядом с ней Ореховой, ничего быть не может. Нет в окрестностях Питера никаких других гор.
          Только вот, вернувшись домой, прочитал, что в восемнадцатом веке Воронья и Ореховая были одной горой, разделились позже. Щедрин- предвидец, однако. Хотя он всё больше итальянские пейзажи писал, уехав из России в 27 лет.
           Сам пейзаж, как выяснилось, в Таицком парке, а Воронья в наши дни выглядит так:
          Другую картину, на которую раньше не обращал внимание, и о существовании которой ничего не знал вообще, это полотно В.Г.Перова, у которого мне весьма доставляет «Крестный ход на пасху» (особенно лицо батюшки), «Никита Пустосвят. Спор о вере».
         Сразу заинтересовался, что за царица в центре картины, хотя догадался, что «исполняющая обязанности» царевна Софья. Про Пустосвята ранее не слышал, хотя историей и интересуюсь. Выяснилось, противник никоновских реформ, один из идеологов старообрядчества, суздальский священник Никита Константинович Добрынин, написавший на счёт церковной реформы многостраничный труд «Суздальского соборного попа Никиты Константинова Добрынина (Пустосвята) челобитная царю Алексею Михайловичу на книгу Скрижаль и на новоисправленные церковные книги».
           А критикует он в своём труде книгу «Скрижаль», переведённую с греческого и дополненную комментариями константинопольского патриарха Паисия. В общем, не моё дело в эти богословские споры вступать, только, двумя или тремя перстами креститься или исходит Святаг дух от одного объекта или сразу двух (это уже из различий между православием и католицизмом), имхо, фиолетово и к учению жившего две тысячи лет еврея отношения не имеет.
          А Никиту Пустосвята, хотя, как говорят, он и победил оппонентов в споре, по приказу Софьи казнили.
         События происходили одновременно с эпизодом отечественной истории, получившим название Хованщина, по имени предводителя стрельцов Ивана Хованского, также присутствующего на картине. Хованский, ранее поддержавший Софью против клана Нарышкиных, благодаря чему было установлено двоецарствие Ивана Пятого и Петра Первого, в этом конфликте оказался на стороне староверов, в результате тоже был казнён.
                                                   ***
         А теперь про эпизод около Ленинградского вокзала.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий