вторник, 17 октября 2017 г.

Немытая Европа и национальные комплексы

       ЧАСТЬ 1
       ЧАСТЬ 2
       ЧАСТЬ 3
      Тема немытой Европы весьма популярна в Интернете. Главный тезис- в средние века в Европе не мылись. Вообще. А на Руси издревле народ мылся в банях. Иногда ссылаются на приведённые в «Повести временных лет» слова якобы апостола Андрея, опять же якобы посещавшего Новгород, о распространённости бань среди славян.
      Заметим, Андрей жил в первом веке, а археология свидетельствует о появлении словен близ Ильменя в пятом. Слова же Андрея о моющихся в банях славянах были внесены в «Повесть…» по указанию Владимира Мономаха в двенадцатом.
      К Европе перейду ниже, немного о соотечественниках. О банях. Не знаю, как оно там было в первом веке, пятом, двенадцатом, только в двадцатом довелось мне несколько раз посещать «историческую родину»- Орловскую область. Откуда отец родом.
      Вокруг деревни, являвшейся центральной усадьбой совхоза, в радиусе нескольких километров разбросаны другие деревни, относившиеся к совхозу. Почтовое отделение, магазин, клуб, школа, общественная баня только в центральной усадьбе. И. Частных бань не было ни у кого. Вообще не было.
      Чтобы народ часто ходил в баню, не замечал. Как мылись, не знаю, летом в речке купались, хотя по моим понятиям речка под названием Крома (опера «Борис Годунов», сцена в Кромах- это те самые) не речка, а ручей, но летом устанавливали запруду. За блох не буду, но вши у аборигенов распространены были изрядно. Это двадцатый век, Гагарин уже в космос слетал…
      Чего там говорить о банях, если бабка с тёткой до 1966 года жили в хате мазанке с земляным полом. Справедливости ради, Орловщина- это уже лесостепь, русские же бани с парилками более распространены в лесной местности, где, во-первых, есть дерево для обшивки изнутри, во-вторых, дрова, чтобы топить.
     И тип бани с парилкой, представляющей собой небольшое жарко протапливаемое помещение, обшитое изнутри деревом, возник у северных народов- северных славян, финнов. По названной причине- наличие дров для отопления. А ещё потому, что холодно зимой. В Европе с её бесснежными зимами и плюсовой температурой необходимости в высокотемпературных парилках просто не было. А как там мылись- ниже.
     В нескольких остановках электричкой от пригорода Санкт-Петербурга (ранее Ленинграда), где я проживаю, находится садоводство, там в семидесятые давали пресловутые шесть соток работникам моего предприятия. Съездил как-то туда в девяностом. Может, у кого и были тогда свои бани, но не видел.
     Срубы бань для садовых участков стали появляться, как раз в девяностые, когда, во-первых, появилось предложение, то есть частный бизнес стал заниматься деревянным строительством, во-вторых, у отдельных граждан стало больше денег, они перестали сажать на своих шести сотках картошку, зато меняли одноэтажные домики на двухэтажные, устраивали цветники, газоны и строили бани. Сейчас бани на садовых участках вполне распространены.
     До шестидесятого я с родителями жил на Фонтанке в доме дореволюционной постройки, где ванной комнаты не было, поэтому ходили в баню. Переехав в «сталинский» дом, где ванна уже была, какое-то время продолжали ходить в баню, после перестали. Посещать вновь баню стал уже в студенческом возрасте, но это, имея ввиду не помыться, а релаксироваться, пивка попить и т.д.
      По выходным в общественных банях, несмотря на наличие почти у всех жителей пригорода Ленинграда ванн с душем, были очереди. Преимущественно в мужские отделения. Но ходили туда не то, чтобы мыться, а пиво или водку пить. См. художественный фильм «Ирония судьбы или с лёгким паром».
      В девяностые общественные бани, желавшие выжить, расширили сервис,  организовали отдельные кабинеты для пар и групп. Паспортов, разумеется, не спрашивали, мол, не советская власть. Но со временем часть бань всё равно умерла, поскольку появились фитнес-центры с саунами при них и просто небольшие сауны…
      Как обстояло дело с гигиеной в России девятнадцатого- двадцатого веков ещё коснусь…
                                                           *  *  *
      Тему помывки решил поднять в связи с тем, что в Макспарке, где доводится ошиваться, время от времени один из представителей местного паноптикума ни с того ни с сего по любому поводу выкладывает иллюстрации с комментарием: а вот в Европе не мылись. И других публикаций на тему немытой Европы в Интернете немерено.
     Ну, вообще-то, по уму надо сравниваться не со средневековой Европой. Нисколько не сомневаюсь, что в России двадцать первого века дело с гигиеной обстоит лучше, чем во Франции семнадцатого. Только надо сравнивать здесь и сейчас. Например, отъехав несколько километров из российского Светогорска в финскую Иматру. Или из российского Никеля в норвежский Киркенес. И почувствовать разницу. И про чистоту, и про сервис, и про доброжелательность аборигенов…
      Но раз речь идёт о средних веках, будем о них. Упомянутый сабжкоторому не даёт покоя чистота жителей средневековой Европы (о чём ниже), запостил вот такую фотографию, с вопросом: «А что делает эта дама?»:
     Я позволил себе вырезать из картины её интимную часть, ту, которой она, собственно, и делает. У меня, как любого здравомыслящего человека, не вызывает никаких сомнений, какое действие совершает сия дама. Но. Интернет полон людей с идиотическим сознанием. Поэтому предлагаю желающим придумать максимально идиотский вариант ответа на заданный вопрос.
      Так вот. Упомянутый макспарковец полагает, что женщина ловит блох и кидает их в посудину, которую держит правой рукой. Заметим, левой она держит юбку (платье). Чем в таком случае она ловит, автор версии не поясняет. Мне помимо vagina dentata в голову ничего не приходит…
      А название картины на французском «La Toilette intime (Une Femme qui pisse)». Автор Франсуа Буше, написана в 1760 году. Есть вопросы? Pisse оно и в Африке pisse
                                                           *  *  *
      Чуть в сторону от темы. Гуляет в Интернете письмо французской королевы Анны Киевской своему папе Ярославу, киевскому князю, носившему прозвища Хромой (среди соотечественников), Скупой (так звали наёмники варяги), Мудрый (это уже Карамзин в девятнадцатом веке).
      Письмо потрясающее, по стилистике в духе нюхающего портянку старика Ромуальдыча («Индо взопрели озимые, рассупонилось…») и Ваньки Жукова («Милый дедушка, Константин Макарыч…»): «Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И кудЫ ж ты меня, грешную, заслал?..»
      Это ж галимый стёб! Авторы, небось, ржунимагут от #удаков, воспринимающих написанное всерьёз, неспособных отличить Гоголя от Гегеля, Бабеля от Бебеля, а Эдиту Пьеху от Идиты На###...
     И фамилий в одиннадцатом веке не было, термин Рюриковичи же от Игоря (Ингвара) Старого до царя Фёдора Иоанновича означал принадлежность к роду, но никогда ни у кого, ни в каких титулах не писался.
      Фраза в письме «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны» является прямым переводом цитаты из книги Мориса Дрюона «Париж от Цезаря до Людовика Святого», написанной в шестидесятые годы двадцатого века. То есть Дрюон приписывает эти слова (и только эти) действительно Анне Киевской, но кроме самого писателя, талоны на четырёхтомник которого в восьмидесятые годы в СССР выдавали за сданные 20 кг макулатуры за каждый том, этой цитаты больше нигде нет.
      По мнению якобы Анны, французы глупы, поскольку не знают печек, а пользуются каминами. Однако, жители многих стран и в наше время, зная и печки, и камины, пользуются именно каминами. Включая состоятельных российских граждан, устраивающих последние в своих коттеджах на Рублёвке и иных местах.
      Возмущает дочь Ярослава и употребление не простонародьем, а знатными французами в пищу лягушек. Однако, есть этих земноводных французы стали со времён столетней войны пятнадцатого века, изысканным же блюдом аристократов они стали веке в девятнадцатом.
      Другой упрёк французам, мол, те «вилок венецейских» не знают. Вилки в Париж действительно пришли из Венеции. Насчёт веков разброс от одиннадцатого до шестнадцатого. А вот в Москву (по поводу Киева информации нет) вилку привезла Марина Мнишек в 1606 году. До этого такой девайс был неизвестен.
       Ну, и… В Интернете высказано мнение, что «письмо действительно выглядит как коллективное сочинение десятерых студентов Литинститута (который я имел честь заканчивать) где-то на кухне в общаге на Добролюбова». Добавлю. При этом они употребляли алкогольные напитки и от души хохотали над #удаками, которые, читая этот опус, будут принимать его за чистую монету.
                                                               *  *  *
       Персонально среди коронованных особ грязнуль упоминают Изабеллу Кастильскую (1451- 1504) и Людовика Четырнадцатого (1638- 1715).

Комментариев нет:

Отправить комментарий