пятница, 21 октября 2016 г.

Возможна ли в России демократия. Часть 11

                      СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ 1. Введение
ЧАСТЬ 2. Цитаты о демократии
ЧАСТЬ 3. Исторический обзор. Древняя Греция, Древний Рим, Исландия
ЧАСТЬ 4. Исторический обзор. Новгородская республика, казаки
ЧАСТЬ 5. Исторический обзор. Средневековая Европа 
ЧАСТЬ 6. Исторический обзор. США 
ЧАСТЬ 7. Исторический обзор. Русь докапиталистическая 
ЧАСТЬ 8. Исторический обзор. Россия капиталистическая, СССР 
ЧАСТЬ 9. Исторический обзор. Девяностые, реформы, начало и конец демократии  
ЧАСТЬ 10. Что получилось и почему 
ЧАСТЬ 11. Про средний класс 
ЧАСТЬ 12. Что делать?... Учиться, учиться… 
ЧАСТЬ 13. Про меритократию 
ЧАСТЬ 14. Мировой опыт перехода к демократии. Южная Корея 
ЧАСТЬ 15. Мировой опыт перехода к демократии. Испания
ЧАСТЬ 16. Мировой опыт перехода к демократии. Португалия 
ЧАСТЬ 17. Мировой опыт перехода к демократии. Чили 
ЧАСТЬ 18. Мировой опыт перехода к демократии. Восточная Европа и СССР 
ЧАСТЬ 19. Возможен ли обратный поворот к демократии 
ЧАСТЬ 20. Wanted умный и честный диктатор 
ЧАСТЬ 21. Что делать? Деньги, школа, судебная система, дураки и умные
ЧАСТЬ 22. Избирательные цензы, всеобщее и неравное, the end

         Японцы и южнокорейцы ни разу ни англосаксы, ни протестанты, однако,
их политический строй есть ни что иное, как демократия западного типа. Также Тайвань и Гонконг, хотя у Гонконга, в связи с вхождением в состав Китая есть проблемы. Многие гонконгцы  после 1999 года уехали. Можно предположить, в сторону демократии от периода авторитарной меритократии движется и Сингапур. Появились сытые самодостаточные граждане, востребовалась и демократия.
         Выше писал- основа демократии- средний класс, составляющий бОльшую часть общества. Так называемые бюргеры, то есть, горожане. Хотя фермеры, безусловно, тоже средний класс, ибо экономически от государства не зависят.
         Средний класс- понятие растяжимое. В разных странах люди его составляющие сильно не равны по доходу, да и в России московский середняк сильно отличается от провинциального. Конечно, первый критерий- это уровень дохода, наличие собственности.
          Не буду за конкретные цифры доходов. Скорее всего, к такому классу можно отнести и тех, кого патриоты называют «офисным планктоном» и «креаклами». Взять, к примеру, работающего на частной фирме манагера по продажам. Оклад, как правило, у него невелик, основной доход- проценты от продаж. Поэтому он заинтересован в процветании предприятия, на котором трудится, а это зависит в немалой степени от экономических свобод.
         И этот «планктон» в мегаполисах не столь уж малочислен, благодаря экономическим свободам девяностых и начала нулевых, частный бизнес в России таки имеется, правда, рост его с середины нулевых незначителен, ибо обстановка для предпринимателей с той поры стала меняться в худшую сторону.
          Но. Если брать за основу оценки среднего класса именно уровень доходов, то в путинской России высокие доходы имеют в первую очередь представители власти. Чиновники всех уровней, люди в погонах, манагеры госкорпораций. Не будем же мы всерьёз полагать, что Роснефть и Газпром занимаются бизнесом. Да ничего подобного. Они всего- навсего пилят бабло. Ресурсную ренту.
          Конечно, полковники, хранящие в квартирах кубометры денег, как Захарченко, уже далеко не средний класс, но вот от лейтенантов, рассекающих по столице на гелендвагенах, до майоров, имхо, вполне средний. И эта часть населения, являющаяся по доходам средним классом, очевидный и явный противник демократии.
         Ибо демократия- это контроль общества за их деятельностью. Ну, вот не может у американского, шведского, новозеландского полковника образоваться миллиард долларов. Не дадут. Те же сами клятые журналюги, для которых ничего святого нет. Даже президент для них не авторитет. То Уотергейт откопают, то форму президентского пениса и состав спермы на скромненьком синем платьице обсуждают. Что уж про полковников говорить.
          И деньги свои миллионеры и миллиардеры в погонах получают, не продавая на свободном рынке свой товар или услугу, а в рамках вертикали власти от царя батюшки свою часть природной ренты.
          То есть. Средний класс, определяемый по размеру дохода, в России делится на две части, чьи интересы прямо противоположны. Интересы частного бизнеса, как предпринимателей, так и подавляющего большинства наёмных работников, заключаются в максимальной свободе бизнеса, и в свободе от террора людей в погонах. Интересы людей в погонах, помимо природной ренты от царя батюшки кормящихся с «курируемых» предпринимателей в том, чтобы бизнес этой свободы не получил.
          Это я к тому, что со средним классом в европейском (американском, японском, австралийском, нет разницы) понимании этого термина в России дело обстоит куда, как плохо. Нет социальной базы для демократии. Согласно процитированному выше Немцову: демократия есть (это он про девяностые), демократов нет.
           В европейском или американском городке населением в несколько тысяч человек десятки кафе и ресторанов, мини- отелей, хлебопекарен, пивоварен, автомастерских, автозаправок, массажных салонов, адвокатских контор, рекламных агентств и т.д. И ни одного «вагонзаборзавода». И все при деле, все средний класс.
          Люди обмениваются товарами и услугами посредством денег, платят налоги, на которые функционируют полиция, школа, муниципалитет. Граждане, платящие налоги… блин, ведь это же их деньги!.. контролируют работу тех, кому платят.
          И вопрос, откуда у полковника полиции не миллиард, а даже пара миллионов, долларов, разумеется, откуда у лейтенанта гелендваген должен возникать незамедлительно. С принятием оргмер.
         Средний класс не в количестве денег, а в голове. Человек, зарабатывающий продажей товаров и услуг другим, горизонтально относительно него расположенным людям, не нуждается в вертикально расположенном над ним начальнике. В работодателе да, другое дело. Но это не вертикаль, это тоже рынок. Айтишник за сто штук в месяц продаёт свои умения владельцу фирмы, где трудится. При каких-то непонятках может подать заявление об увольнении и уйти в другую фирму. Или во фриланс, получать от двадцати клиентов по пять штук. Ему Путин не нужен, именно поэтому он средний класс.
          Полковника миллиардера или лейтенанта на гелендвагене без Путина (в данном случае не важны персоналии) быть не может.
Полковник миллиардер Захарченко
          Лишь расположение его в соответствующей ячейке вертикали даёт возможность им получить миллиард или гелендваген. Поэтому они не средний класс.
          Средний класс- группа людей, хорошо зарабатывающих личным трудом, на всякий случай- предпринимательство тоже труд, организовывать обычно сложнее («Глаза хозяина делают больше работы, чем его руки» ©), чем точить железо или на компе клавиши нажимать. Класс людей, которым нужен не Путин, а всего лишь следящий за порядком на улице полицейский, которому платят они, и подчиняется он им, а не Путину.
          Таких людей в России крайне мало. Чтобы появились, нужна опять свобода экономической деятельности, как в начале девяностых. И «диктатура абсолютного демократа», а хотя бы не демократа, но либерала, защищающего этот немногочисленный класс независимых людей не только от «лихих людей», но и соседей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий