понедельник, 9 апреля 2018 г.

Взойдёт ли "звезда пленительного счастья"

      «Самые раскалённые места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»
(Данте Алигьери)

     «Когда о худшем слышать не хотите,
Оно на вас обрушится неслышно»
(Уильям Шекспир)

     «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм»
(Джордж Оруэлл)

      «На каждой свадьбе, на каждом застолье должны быть хотя бы два- три человека, которые остаются трезвыми»
(М.Г.Успенский)
      Считается, Пушкин написал эти строки в 1818 году, название стихотворения «К Чаадаеву». Пётр Яковлевич Чаадаев, старше поэта на пять лет, участвовал в Бородинском сражении, в составе русской армии воевал в Европе, как многие молодые офицеры (которые позже вышли на Сенатскую площадь) видел, как разительно Европа отличается от России.
      Пушкин в стихотворении призывал своего старшего друга:
      «Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…»
      Чаадаев-то посвятил, в 1829- 1831 г.г., написав свои «Философические письма», в частности:
      Ещё: «Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями»
      Пётр Чаадаев не с#учился и не скурвился, как «наше всё» из-за своих карточных долгов оказавшийся на содержании Николая Первого, путина двухсотлетней давности, в отличие от старшего брата и не помышлявшего ни о каких реформах. Поэт за деньги вылизал царю всё, что мог («Нет, я не льстец, когда царю я оду вольную слагаю…»), Чаадаева же за публикацию «Философических писем» объявили сумасшедшим…

      «Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей»
(В.Г.Белинский, письмо к Гоголю, 1847)

       Такое впечатление, неистовый Виссарион писал своё письмо не 170 с лишним лет назад, а сегодня. И ведь не так давно, каких-то восемнадцать лет назад, а то и меньше, ибо поворот «взад» проявился не сразу, над Россией всходила та пушкинская «звезда пленительного счастья».
       Уже в девяносто девятом через несколько месяцев после дефолта августа девяносто восьмого сложились факторы: созданная реформами рыночная экономика, низкий курс рубля, «отскок» нефтяных цен, в результате чего начался рост. Дополнительный толчок росту дала налоговая реформа Кудрина и Грефа.  А премьером был Касьянов.
      Сперва двинулась пищёвка, стала заполнять рынок после ухода западных товаров. Стали возникать, помню очень хорошо, работал с ними, небольшие машиностроительные фирмы, делавшие оборудование для пищёвки.
     И жизнь резко стала улучшаться, хотя, имхо, эти улучшения в бытовом плане были очевидны уже в середине девяностых. Видеомагнитофоны были у всех, в конце десятилетия стали появляться компьютеры в квартирах, пуcть и один на семью. Народ узнал, что такое киви, манго и авокадо, бананы так из деликатеса и дефицита советской эпохи превратились в повседневный продукт. На побережьях тёплых морей зазвучала русская речь, турки и арабы язык мгновенно выучили.
      При этом сохранялась достигнутая в девяностые свобода слова, телевизор каждый вечер показывал куклу смешного дедушки, говорившего «Ну-у-у, бли-и-и-н, понима-а-а-ш…», в каждой газете на него же была карикатура. Молодёжь массово стремилась «мутить бизнесы», никто не запрещал. Бандиты девяностых не носили ещё погонов, с ними «тёрли базары» и как-то перетирали.
      Так всё хорошо начиналось, и тут, года с 2003-го, "звезду пленительного счастья" стали закатывать обратно за горизонт… Если у бизнесмена на ровном месте ни за что ни про что отбирают бизнес, остальные задумываются, а надо ли вкладывать в бизнес собственные средства, если завтра придут и отнимут. Бизнес планирует на десятилетия. Чтобы созданное потомкам осталось. А если завтра пацаны в погонах отберут?..
     Ладно, ещё иностранные инвестиции шли, сборочные заводы строились, автомобильные, бытовой техники. А позже, года с двенадцатого, особенно с четырнадцатого, и это прекратилось.
     Хотели догнать по ВВП на душу населения хотя бы Португалию, не догнали. Даже Эстонию не смогли, хотя у тех ни нефти, ни газа, а только килька с салакой…
     А ведь могли. Такой возможности, такого дождя нефтедолларов, как в нулевые скорее всего в нашей истории уже не будет. Всё украли, всё прос#али
     Уж Португалию-то за такие деньги точно могли бы догнать. И интегрироваться в мировую цивилизацию ровных дорог и чистых туалетов. Мир Добра, мир стран, где ВВП на душу населения в 10 раз выше, чем в России, но президенты с премьерами при этом летают рейсами эконом-класса, живут в обычных квартирах или двухэтажных домиках, стоят на перекрёстке, если горит красный сигнал светофора, свободно гуляют по улицам. Подробнее «Их нравы и наши скрепы».
     Прогноз крайне неблагоприятный. Население, четверть которого продолжает с#ать (по официальной статистике) в прорубленную между досками дырку, не видит в этом ничего ужасного, лишь бы иметь возможность угрожать соседям военной силой. Величие для путинского электората не в ровности дорог и чистоте туалетов, количестве квадратных метров и автомобилей на душу населения, а в искандерах, арматах, ракетах с ядерными двигателями.
     И нас#ать им, что по доле ВВП, расходуемой на здравоохранение, Россия на 91-м месте в мире, зато опять же по доле военных расходов на седьмом. А что на лечение детей Чулпан Хаматова собирает с миру по нитке, знаю людей со своих скудных пенсий перечисляющих в её фонд скромные суммы, это патриотов не е#ёт. Сколько детей можно было бы вылечить, если не строить миллиардодолларовые президентские и патриаршие хоромы под Геленджиком, не делать танки и ракеты. Сколько томографов и иного оборудования закупить, а то и самим научиться их делать.
      «Сегодня, провалив очередную перестройку, и пребывая, по меткому выражению Ключевского, в “нахальном бессилии”, Россия, поддерживая одной рукой спадающие штаны, озирается по сторонам и, размахивая ядерным жупелом второй, мечтает утереть кому-нибудь нос, чтоб хоть как-то потрафить своему уязвленному самолюбию. Тем не менее Россия продолжает оставаться опасной страной, ибо самые опасные страны для цивилизованного мира вовсе не те, которые обладают оружием массового поражения, а те, которые страдают комплексом неполноценности. Опаснее их только страны, которые страдают комплексом неполноценности, обладая оружием массового поражения» (Абрахам Майвин, физик из Австралии)
      Надежда опять же на случай. Коим стало, например, то, что Горбачёв учился вместе с одним из идеологов Пражской весны Зденеком Млынаржем, а Раисе Максимовне, вероятно, очень нравились бутики в европейских городах. О шансах на спасение от пусть плавного, но сползания в #опу рассуждают многие, например Дмитрий Травин, написавший книгу «Просуществует ли путинская система до 2042 года».  
     Автор книги выражает весьма умеренный оптимизм, рассчитывая на новое поколение, которое не смотрит телевизор. Так оно и в Интернете бОльшей частью котиков лайкает. Задумается только если реальное ухудшение экономической обстановки произойдёт. Которое происходит, но плавно. Число туристов за границу, особенно в Европу, за несколько лет сократилось сильно, жители Питера теперь на шопинг не в Иматру с Лапенрантой ездят, а в Нарву. Качество сыра в результате «импортозамещения» упало резко. Но это всё некритично, особенно для тех, кто в дырку с#ёт.
     Поэтому пессимизм более уместен:
     А тогда на фига я всё это пишу? При том, что в свои 64 года на изменение режима при моей жизни вряд ли могу рассчитывать. Спасибо Горбачёву, Ельцину, Гайдару за те годы, что довелось пожить при восходящей «звезде пленительного счастья», ныне закаченной обратно за горизонт.
     Но вдруг когда случится, и она снова взойдёт из-за горизонта. И «на обломках самовластья» где-то внизу списка и моё имя напишут. Хотя меня тогда уже не будет.
Статьи о политике и экономике

1 комментарий: