пятница, 21 октября 2016 г.

Возможна ли в России демократия. Часть 17

                      СОДЕРЖАНИЕ:
ЧАСТЬ 1. Введение
ЧАСТЬ 2. Цитаты о демократии
ЧАСТЬ 3. Исторический обзор. Древняя Греция, Древний Рим, Исландия
ЧАСТЬ 4. Исторический обзор. Новгородская республика, казаки
ЧАСТЬ 5. Исторический обзор. Средневековая Европа 
ЧАСТЬ 6. Исторический обзор. США 
ЧАСТЬ 7. Исторический обзор. Русь докапиталистическая 
ЧАСТЬ 8. Исторический обзор. Россия капиталистическая, СССР 
ЧАСТЬ 9. Исторический обзор. Девяностые, реформы, начало и конец демократии  
ЧАСТЬ 10. Что получилось и почему 
ЧАСТЬ 11. Про средний класс 
ЧАСТЬ 12. Что делать?... Учиться, учиться… 
ЧАСТЬ 13. Про меритократию 
ЧАСТЬ 14. Мировой опыт перехода к демократии. Южная Корея 
ЧАСТЬ 15. Мировой опыт перехода к демократии. Испания
ЧАСТЬ 16. Мировой опыт перехода к демократии. Португалия 
ЧАСТЬ 17. Мировой опыт перехода к демократии. Чили 
ЧАСТЬ 18. Мировой опыт перехода к демократии. Восточная Европа и СССР 
ЧАСТЬ 19. Возможен ли обратный поворот к демократии 
ЧАСТЬ 20. Wanted умный и честный диктатор 
ЧАСТЬ 21. Что делать? Деньги, школа, судебная система, дураки и умные 
ЧАСТЬ 22. Избирательные цензы, всеобщее и неравное, the end

         Чили. С 1970 года у власти был социалист Альенде. Социалист социалисту рознь. В тех же Испании, Португалии, да и Швеции у власти также социалисты, ну, пусть социал-демократы, но безумных экспериментов по огосударствлению средств производства не осуществляют. Опыт СССР, чего нельзя делать, научил многих в этом мире.
         Но социалист Альенде дружил с Москвой, говорят, ему на избирательную кампанию оттуда деньжат подбрасывали, поэтому стал национализировать предприятия и земли. Естественно, когда у предприятий были реальные хозяева, работали они нормально, а как только таковых не стало, так в магазинах и закончилась колбаса. Нельзя нарушать «естественный порядок» Адама Смита.
         Скотопромышленники быстренько перегнали стада в соседнюю Аргентину, чтобы власть ихних коровушек себе не присвоила. Начались волнения и забастовки даже в малом бизнесе- среди фермеров, водителей грузовиков.
         Кремль и Старая площадь советовали Альенде, как бы чего не случилось, раздать оружие люмпенам, дабы создать собственную красную гвардию. У леваков и без того было оружие, они терроризировали предпринимателей.
        Кроме левых были и правые националисты… Не совсем ясно, какой национализм в стране с метисизированным испано-индейским населением, тем не менее имели место и теракты, и столкновения правых с левыми.
         Когда жрать в городах стало и вовсе нечего, в Сантьяго прошёл марш домохозяек, названный «маршем пустых кастрюль». То есть шли тётки и бренчали по кастрюлям поварёшками. Масло в огонь подлило появление в продаже привезённых из СССР мороженых кур. «Крылья советов» мы их тогда называли. Синие, тощие, недоощипанные и с невынутыми потрохами. Чилийских дам это сильно возмутило: мы таким дерьмом мужей кормить не будем.
         Воякам такое переставало нравиться, дважды пытались провести путч младшие офицеры. В августе 1973 года конгресс (парламент) вынес вердикт о незаконности действий правительства и попытался отстранить его от власти. Не вышло.
          И тогда 11 сентября власть захватили военные под руководством генерала Аугусто Пиночета. Не совсем отмороженного вояки, как преподносилось в СССР. Имевшего степень бакалавра, учившегося в университете, автора ряда книг по геополитике.
         Заметим, переворотом военные предотвратили фактически уже шедшую гражданскую войну. Арестам и репрессиям, кстати, подверглись не только социалисты с коммунистами, но и правые националисты. Сразу после переворота Пиночет сделал заявление, что это мера вынужденная, «как только спокойствие будет восстановлено, а экономика выведена из состояния коллапса, армия вернётся в казармы». Пиночет назвал срок двадцать лет, после чего страна вернётся к демократии.
         В экономике были проведены радикальные экономические реформы, схожие с теми, что пару десятилетий спустя осуществлялись в странах Восточной Европы, включая Россию. Реформы проводила группа экономистов, учившихся ранее в Чикагском университете у нобелевского лауреата Милтона Фридмана. Сам Фридман неоднократно посещал Чили во время реформ.
         Постоянно приходится повторять про временной лаг в экономике, поскольку первое время ситуация продолжала ухудшаться, и только через несколько лет начался рост. Почти как в России после гайдаровских реформ. Спад в Чили был вызван предшествующей деятельностью Альенде, а начавшийся подъём реформами «чикагских мальчиков», как прозвали реформаторов.
          В 1978 году на референдуме о доверии Пиночет получил 75% за, в 1980 году на плебисците о проекте Конституции- 67%. Правда, само введение Конституции откладывалось на восемь лет, на этот период Пиночет сохранял за собой единоличную власть.
         В 1988 году был проведён предусмотренный Конституцией плебисцит, в страну разрешили вернуться многим оппозиционным деятелям, предоставив оппозиции право контролировать ход плебисцита. Единственным кандидатом на пост президента был сам Пиночет, то есть плебисцит был о доверии ему. Несмотря на популистские экономические меры перед плебисцитом, против Пиночета проголосовало большинство.
         Генерал назвал результаты «ошибкой чилийцев», но обязался уважать их. В 1990 году к власти пришло демократическое правительство Патрисио Эйлвина, в 1994 году его сменил христианский демократ Эдуардо Фрей. Пиночет продолжал сохранять за собой пост главнокомандующего сухопутными войсками до 1998 года, когда ушёл в отставку, оставшись пожизненным сенатором.
         В девяностые экономика Чили развивалась высокими темпами, по мнению Эйлвина, причиной во многом была структурная перестройка, проведённая за годы правления военной хунты.
         После 1998 года до смерти в 2006 году Пиночет подвергался уголовным преследованиям за убийства политических оппонентов. После смерти прошли как манифестации ликующих противников режима, так и траурные мероприятия сторонников. Напомню таки, что в начале двадцатого века, что в советские времена отношение к Столыпину было, что сейчас к Чубайсу. Большое видится на расстоянии…
         То есть. Как и было обещано при захвате власти, демократия была свёрнута на некоторый срок, после восстановления экономики страны к ней вернулись. А то, что говорят об экономическом спаде при Пиночете, так это, кому неведомо понятие «временной лаг». Спад был результатом деятельности как раз Альенде.
                                                  *  *  *
         Есть примеры и других стран Латинской Америки, например, Бразилии. В последней имело место массовое стремление к демократии снизу, возникали общественные организации: союзы юристов, журналистов, студентов, независимые профсоюзы.
         При этом оппозиция критиковала власть военных не с либеральных, а скорее социал-демократических позиций, упирая на необходимость более справедливого распределения «общественного пирога». То есть, выдвижение требований о поддержке незащищённых слоёв населения способствовало расширению социальной базы демократии.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий