суббота, 28 октября 2023 г.

Мифы о девяностых. Вступление

Демонизация прекраснейшей, имхо, эпохи моей шестидесятидевятилетней на сегодняшний день жизни ведётся с противоположных сторон: даже не политических оппонентов, а прямых врагов. И тех, кого травят и сажают, и тех, кто травит и сажает. И производитель помёта визжит в зомбоящике, и политический заключённый критикует реформы.

«Реальные 90-е подзабыты, на их месте сконструирован миф, составной частью входящий в легенду о России, поднимающейся с колен. Было плохо, пришел Genby— стало хорошо. Так большевики демонизировали ужасы дореволюционного прошлого, мол, благодаря революции, коллективизации и индустриализации жить стало лучше и веселее. Миф всегда упрощает картину мира» (Д.Б. Орешкин, политолог, может иноагент, точно не знаю)
Напомню:
Не реформаторы девяностых посадили Россию на нефтяную иглу. Раньше. Когда после Войны Судного дня прикрыли реформы Косыгина, в какой-то мере напоминавшие более поздние реформы Дэн Сяопина. А потом в восемьдесят пятом цены рухнули с сорока до десяти, тут в Советский Союз и пришёл пушистый полярный лис...
* * *
Разберём касающиеся девяностых массовые мифы. Сперва перечислю, потом разбор.
Содержание:
Вступление
Миф первый. Реформы девяностых разрушили великую и могучую советскую промышленность.
Миф второй. Действия команды Гайдара привели к высокой, более 1000% в год, инфляции.
Миф третий. Разгон Съезда народных депутатов в октябре 1993 года и принятие Конституции с сильными полномочиями президента привели к подавлению демократии в России и в итоге к сегодняшней политической и экономической жопе.
Миф четвёртый. В результате приватизации, особенно залоговых аукционов, народ был ограблен.
Миф пятый. Результаты выборов 1996 года были фальсифицированы в пользу Ельцина.
* * *
Не буду писать про бандитизм. Это не миф, он реально был, хотя обычных, не занимающихся бизнесом граждан касался, имхо, весьма незначительно. Но всё же касался. Лично на меня было нападение в пустынном тёмном переулке в 1993 году. Я решил проблему, перестав ходить по тёмным переулкам. Так нападали на меня и в шестидесятые, и в семидесятые, и в восьмидесятые. В семидесятые- восьмидесятые в подмосковных Подольске и Чехове, где бывал в командировках, мне не советовали вечером выходить на улицу.
В периоды больших перемен (а они были глобальными), государственная власть слабеет. Случилось, что не могло не случиться. Упоминающийся ниже Е.Г. Ясин, профессор, возглавлявший НИИ ВШЭ, министр экономики, один из соавторов программы «500 дней», писал как-то про уголовный беспредел в Одессе 1944- 47 г.г., где он тогда жил.
К середине девяностых уличный бандитизм, имхо, сошёл на нет, остались только разборки бизнесов между собой. Системные бандиты создали юридические лица- охранные агентства. А несистемных сами же и зачистили.
В противовес традиционной уголовщине, представленной советскими ворами в законе, бандитизм девяностых, начавшийся во во второй половине восьмидесятых, создавали спортсмены, преимущественно, из силовых единоборств. Причиной явилось разрешение предпринимательской деятельности при Горбачёве, что привело к появлению прослойки людей, несколько более богатых, чем прочие советские граждане. У которых было, что отнять. Хотя и ранее были так называемые цеховики и фарцовщики, но их было намного меньше.
Ясен перец, в «городе трёх революций» значительное число новоявленных бандитов были хорошими знакомыми, а то и друзьями человека, в то время находившегося в зарубежной командировке, а после сделавшего головокружительную карьеру, опираясь на тезис Талейрана одеваться во всё серое и не проявлять инициативу.
Кому интересно, предлагаю почитать творения Н.Г. Ващилина, мастера спорта по дзюдо и каскадёра (в частности, фильм про трёх мушкетёров с Боярским каскадёрил). Был весьма популярен в борцовской среде, кумиром более молодых, среди которых и Вова с Аркашей...
У Ващилина есть личная обида на первое лицо, ибо, с его слов, в начале восьмидесятых приходило приглашение из Франции поработать с Бельмондо, на Литейном приглашение притормозили. Насчёт притормозили верю, знаю подобные истории из других видов спорта и не только, насчёт первого лица сомневаюсь. Не то управление, не тот уровень принятия решения.
Но много интересного Ващилин рассказывает. И про Леонида Ионовича, весьма уважительно упомянутого в книге Блоцкого «От первого лица», ныне покоящегося на Большеохтинском с эпитафией «Я умер, но бессмертна мафия». И про ныне долларового миллиардера и доктора педагогических наук, в девяностые рулившего борцовским клубом «Ребята с Выборгской стороны (РВС)», где оттачивали технику единоборств питерские бандиты. Со слов Ващилина, и Барсуков- Кумарин захаживал... Кому интересно, гуглите и читайте.
Читал и слышал интересную мысль, что обывателю легче жить там, где не одна доминирующая над всеми банда, а несколько конкурирующих. Из-за своих разборок им не до обывателя. В девяностые были как раз конкурирующие, поэтому меня, обывателя, хоть и занимавшегося весьма небольшим рекламным бизнесом, сие никак не касалось. Не было мне тогда страшно. Сейчас, когда только одна доминирующая структура, жить намного страшнее. Базар фильтровать приходится, как в соцсетях, так и вообще. Ляпнешь, что думаешь, повторяю, что думаешь, и срок. Но это другая история.
* * *
Поехали. Читать: Миф первый. Реформы девяностых разрушили великую и могучую советскую промышленность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий