четверг, 19 августа 2021 г.

Не самые глупые люди о патриотизме и идиотизме. Часть 2

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

Посмотрим, что другие представители западной цивилизации (а другой на планете и нет, Израиль, Япония, Южная Корея тоже к ней относятся, всё остальное не цивилизация, а верхняя вольта, пусть даже и с ракетами) писали и говорили о патриотизме, взаимоотношениях личности, общества и государства. Например, Томас Пейн, интереснейший человек, причисленный в США к пантеону отцов- основателей, правда не первого ряда.

Родился и вырос в Великобритании. Выходец из бедной семьи, но способный, с бойким пером. Работал в какой-то государственной конторе, и, как-то раз начальство, зная о его эпистолярных способностях, попросило написать прошение в вышестоящие инстанции о повышении зарплаты. Он и написал, мол, зарплата такая маленькая, что мы тут вынуждены все воровать и брать взятки.

Назначили расследование, Пейн вынужден был срочно бежать через океан, где США де юре ещё не было, но война за независимость уже шла. Это 1774 год, было Томасу тридцать семь лет. Рекомендательное письмо ему дал отец- основатель со стодолларовой купюры, с которым они успели познакомиться в Англии.

В Штатах Пейн быстро освоился и в 1776 году написал памфлет "Здравый смысл", в котором высказал недоступную некоторому числу тогдашних американских колонистов и подавляющему большинству сегодняшних россиян мысль, что народ вправе выбрать себе то правительство, которое захочет. Монархию называл противоестественным способом правления. И вот такие цитаты от Пейна на тему данной статьи:


Видите как формулирует патриотизм? Защита страны от её правительства. Которое есть зло. Хорошо, когда зло необходимое, но ведь бывает и нестерпимое. Как в России двадцать первого века, например, или Великобритании начала восемнадцатого.
Ну, и к классовому делению общества, которое открыл не Карл Маркс, а до него Гизо, Тьери, Смит, Рикардо. Определение Пейна самое, имхо, чёткое. Одни люди зарабатывают деньги, удовлетворяя потребности, другие отбирают у них часть заработанного и на эти деньги жрут, а нередко строят себе миллиардодолларовые дворцы.
К тем, кто платит налоги относятся, как хозяин, например, пивоваренного завода, так и его работники. Без умелого хозяйского управления хорошее пиво не варится, это мы знаем по опыту жизни в СССР. А среди людей, живущих на налоги, которые платят другие, есть те, кто относятся к злу необходимому (врачи, учителя, подконтрольные гражданскому обществу правоохранители), но часто это зло превращается в нестерпимое. Яркий пример нестерпимого зла- Россия двадцать первого века.
От отца- основателя не первого ряда перейдём к первому. Томас Джефферсон (1743- 1826), один из авторов Декларации независимости (почти всю её он и написал), третий президент США (1801- 1809), первый госсекретарь (1790- 1793). Изображён на купюре два доллара. Родился в колонии Британской империи Вирджиния, умер в одноимённом штате США 4 июля ровно в пятидесятую годовщину принятия Декларации.
Вот некоторые его изречения. В России двадцать первого века ему светила бы статья за экстремизм (Статья 280 УК РФ):
    Бастрыкина с Красновым на него нет, не правда ли?.. Так кроме того почитайте, какие ужасные слова эти отцы написали в преамбуле к Декларации независимости: 
   "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье". В общем, покровская ИК-2 место для этих разных пейнов и джефферсонов...
   Ещё цитата, ошибочно приписываемая Джефферсону. Автор неизвестен, но формулировка точная и ёмкая (как и в случае с Верхней Вольтой, см. ниже): "Инакомыслие- это высшая форма патриотизма". Разве может быть иначе? Импульсом всякого развития является разнообразие, для разнообразия просто необходимо инакомыслие. "Если бы все люди думали одинаково, никто тогда не играл бы на скачках" (Марк Твен)
                                                *  *  *
Теперь цитата от ирландского поэта и писателя Оскара Фингала О`Флаэрти Уиллиса Уайльда:
   Философ Артур Шопенгауэр немножко расшифровывает мысль Уайльда, только называет патриота не порочным, а убогим. Ну, так убогие обычно и порочны. "Человека можно вытащить из подворотни, подворотню из человека нет"
(С):
   Перевожу Шопенгауэра на общедоступный. Если тебе нечем больше гордиться кроме принадлежности к стране или группе населения, а также войны, которая закончилась чёрт знает когда, и Гагарина, то лично ты ЧМО.
   Ещё в Интернете гуляет цитата английского поэта и литературного критика Сэмюэля Джонсона "Патриотизм- последнее прибежище негодяя". Хотя там контекст немножко иной, чем кажется на первый взгляд. Типа того, что у самого отъявленного негодяя можно найти хорошие черты, например, патриотизм. Ну, это нам знакомо. В России что ни подонок, то патриот.
   Американский журналист и эссеист Гарри Луис Менкен немного дополнил Джонсона:
   Насчёт демократии я с ним согласен в той части, что демократия не для "простых" людей (цитату о них от Венечки Ерофеева приведу в следующей части). Должен быть ценз допуска к выборам: имущественный, образовательный, интеллектуальный.
   Точка зрения британского философа, математика, общественного деятеля, нобелевского лауреата по литературе Бертрана Рассела:
   Ещё от него же: "Ненавидеть врагов легче и увлекательнее, чем любить друзей".
   Личность, несомненно, неординарная. Пацифист, антиклерикалист, либерал и левак. Либерализм его не экономический, а, так сказать, общечеловеческий. Что "по-одесски "две большие разницы". Взгляды на мир и его проблемы за долгую жизнь (1872- 1970) менял не раз. В молодом возрасте стал социалистом, но не марксистского толка, а ближе к анархистскому. О грядущем крахе капитализма пророчил постоянно. С начала двадцатого века.
   Во время Первой мировой стал пацифистом, высказывался за переговоры с немцами. Одобрил Брестский мир между Советской Россией и Германией, считал, что Антанте надо сделать то же самое.
   В 1920 году в составе делегации лейбористской партии посетил Россию, встречался с Лениным, Троцким, Горьким, Блоком. Российская практика социалистического строительства его разочаровала. Он прогнозировал, что эксперимент закончится провалом, большевизм вместе с марксизмом называл религией. Тут он далеко не оригинален. 
   При этом продолжал оставаться сторонником "истинного" социализма и даже коммунизма. "Истинных", как мы знаем было много. Сталинский, нацистский, маоистский, кимирсеновский, титовский, полпотовский, каддафиевский и ряда других "социалистов" Чёрной Африки, решивших сразу после спуска с дерева построить социализм.
   При приближении Второй мировой Рассел начал постепенно отказываться от пацифистских идей. Если ранее кайзеровской Германии он даже немножко симпатизировал, то нацисты ему не нравились категорически. Хотя тоже "социалисты".
   После войны, когда СССР во всех занятых им странах Восточной Европы установил власть коммунистических (и типа того) партий, пользовавшихся поддержкой абсолютного меньшинства населения, стал ярым антисоветчиком. Фактически солидаризировавшись с Фултонской речью Черчилля.
   Выступал за гегемонию США на планете (я тоже, Pax Americana мне куда милее, нежели Pax China или Pax Islamica), высказывался за целесообразность нанесения ядерных ударов по СССР, покуда у того нет ядерного оружия. Утверждал, что это морально оправдано.
   Кстати, президент Трумэн, дважды угрожавший СССР применением ядерного оружия во время советского наступления на Тегеран в ноябре сорок пятого и более позднего стягивания советских войск к турецким проливам, как говорят, тоже был не чужд этой идее. Но. Так уж устроена демократия с системой сдержек и противовесов, что президент решает не всё. Конгресс не позволил бы ему начать войну.
   После появления ядерного оружия у СССР Рассел стал выступать за ядерное разоружение. Критиковал социализм в советском варианте, объявляя себя сторонником социал-демократии. Что, в общем-то, логично. Избирательные "качели" между либеральными (с экономической точки зрения) и социал-демократическими партиями привели к построению в западной цивилизации (которая, повторюсь, не только Запад) общества всеобщего благоденствия.
   Кстати, сторонником ядерного разоружения вместе с Расселом стал один из участников Манхеттенского проекта Альберт Эйнштейн. Вместе они публикуют "Декларацию Рассела- Эйнштейна". На основе этой декларации в 1957 году было сформировано Пагоушское движение. Рассел осуждал, как войну США во Вьетнаме, так и ввод советских войск в Чехословакию в 1968 году.
   Следующая цитата, которую тоже можно отнести к патриотизму, от Симоны Вейль, прожившей всего тридцать четыре года, но оставившей после себя немало признанных научным сообществом философских трудов:
   Сие не ново. Менее проявляется в демократических странах, больше в авторитарных. Военные- это такие люди, которых учат убивать других людей. Что уже предполагает некоторую патологию. А, как говорил упоминавшийся в первой части этой статьи Джордж Бернард Шоу: "Война бывает не каждый день, но военные считают свою работу постоянной".
   Беда стране, где у власти оказываются военные или люди с близкой психологией. Паранойя- профессиональное заболевание спецслужбистов и военных. Remember американского генерала Джеймса Форрестола, шагнувшего в окно психиатрической больницы со словами "Русские идут". У нас таких тоже было до хренища, только об этом не принято было писать.
   Вспомнилось. В конце восьмидесятых- начале девяностых после совкового безвременья вдруг стал очень интересным телевизор (лет через двадцать, правда, снова вернулся к состоянию унылого говна). Главное- разнообразным. Вообще, считаю, счастье в разнообразии. Чтоб сегодня не так, как вчера, а завтра не как сегодня. И музыкальных групп очень разных было в том телевизоре немерено. Запомнилась песня с припевом: "Все люди сидят, едят или пьют. А русские идут".
   Подобные люди во власти вместо того, чтобы создавать благоприятные условия для инвестиций в новые технологии, производства, необходимые для жизни людей, развивать медицину, науку, культуру, вкладывают огромное бабло в разные ракеты, танки и прочую фаллометрическую ##рню. В демократических странах, где общество контролирует правительство, часто на должность министров обороны назначают женщин. Хотя бы потому, что они менее агрессивны.
   Две очень похожие цитаты на патриотическую тему от шведского писателя Августа Стринберга (1849-1912) и писателя, драматурга и публициста швейцарского Фридриха Дюренматта (1921-1990):
    Тут нечего комментировать. Может, Дюренматт слегка перефразировал Стринберга, зная его цитату. А может и нет. Авторство часто установить трудно, порой невозможно. Геббельс, например, не сам сказал "Когда я слышу слово культура, моя рука тянется к пистолету", а процитировал немецкого писателя Ганса Йоста.
   Ёмкую и точную фразу "СССР- это Верхняя Вольта с ракетами" приписывали и канцлеру Гельмуту Шмидту, и Маргарет Тэтчер, но это не так. Ну, а на авторство фразы, отлично характеризующей нынешнюю Россию, "Друзьям всё, остальным закон" кандидатов много. Приписывали и Франческо Франко, и Бенито Муссолини, но корни уходят ещё в Латинскую Америку девятнадцатого века.
   И в заключение от автора "Крёстного отца" Марио Пьюзо:
   Цитата коррелирует с приведёнными в начале статьи высказываниями Шоу и Эйнштейна. Интеллект и патриотизм находятся в обратно пропорциональной зависимости.
   Перейдём к нашим российским авторам. Не буду отделять дореволюционную Россию, СССР и нынешнюю эпоху. Все вместе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий