среда, 21 августа 2019 г.

Отдых в санатории "Журавушка". Часть 7

    Часть 1. Вводная
    Часть 2. Описание территории
    Часть 3. У озера
    Часть 4. Грибы- ягоды и прочее
    Часть 5. Лечение, оздоровление, питание
    Часть 6. Нарочь- Минск
    Часть 7. В Минске
    Часть 8. В Минске, продолжение
    В Минске мы побывали проездом туда и обратно. Приехали 1 августа в 5 утра, билет на автобус у нас был на 8 часов, прошлись по прилегающему к вокзалу центру, не сдавая вещи в камеру хранения.
     Новый вокзал (я бывал в Минске в 1982 году и проезжал поездом из Бреста в 90-м) производит более благоприятное впечатление, нежели Московский в Питере и Ленинградский в Москве. Неплох также новый вокзал в Казани, но там пассажиров почти нет.
     Так это пишется по-беларуски.
     1 августа с утра прошлись по улице Кирова. Красной стрелочкой слева отмечен дом 3, где в квартире 34 жила ирина тётя, Ира там бывала неоднократно с дошкольного возраста до 1997 года (умерла тётя, ездила хоронить), а я провёл несколько дней летом 1982 года. Зашли во двор, подошли к подъезду.
      В сквере рядом с улицей Кирова обнаружили металлические скульптуры, которых раньше не было, а также спящего на скамейке человека. Возможно бомж, хотя одет прилично.
      На обратном пути из Нарочи. Снимок Дворца Независимости.
     Автовокзал и железнодорожный вокзал расположены рядом. В Минск мы приехали около часа, поезд был в 18 часов, так что, сдав вещи в камеру хранения, побродили по центру. Снимки около автовокзала, на привокзальной площади и снова дом 3 по улице Кирова. "Там некогда бывал и я..." (С)
        Торговый центр между железнодорожным и автовокзалом.
      Прошлись дальше по улице Кирова. Слева по ходу здания Исполнительного комитета СНГ, где ранее был обком КПСС и отель Краун Плаза, где при советской власти тоже была гостиница.
     Справа стадион "Динамо", где в июне 1982 года я провёл несколько беговых тренировок. Кроме того с сыном Алёшей и Еленой Алексеевной, тётей Иры, посетили товарищеский матч "Динамо" (Минск)- "Зенит" (Ленинград), выигранный "Зенитом" 1:0.
     В Чемпионате СССР по футболу тогда был перерыв, в Испании проходил Чемпионат Мира. А минское "Динамо" в том году единственный раз в своей истории стало чемпионом СССР. "Зенит" же первый год тренировал Садырин, принявший команду из рук Морозова, ушедшего помощником Лобановского в сборную СССР. В 1982 году "Зенит" был седьмым, в 1983- четвёртым, в 1984 стал чемпионом.
    Да. Ещё из воспоминаний о том посещении Минска. В мае 1982 года ЦК КПСС принял "Продовольственную программу", в преамбуле которой вроде как признал, что советскому народу реально нечего жрать. Так вот, по-беларуски, этот термин писался "Харчовая праграма". Как водилось в СССР, слова звучали из любого, включенного в розетку утюга. Доставляло...
    Стеклянного сооружения, что на снимке сверху, в 1982 году на стадионе не было, исторические стены на нижнем снимке. Навеса, разумеется, тогда тоже не было.
     Наш сын Алёша напротив стадиона в 1982 году. За автобусом гостиница- нынешний отель Краун Плаза.
     С улицы Кирова мы свернули налево на улицу Ленина... Все улицы в центре кроме бывшего Ленинского проспекта, ставшего проспектом Независимости, носят прежние "революционные" названия. Прошли мимо Национального художественного музея, заглянули внутрь. Стоимость билета 6 беларуских рублей (200 российских), но посещать музей не стали, времени не было. Ира раньше в этом музее была.
     Пара слов о главной улице города- проспекте Независимости длиной 15 километров, пересекающей весь город. История её идёт с 1801 года, тогда она называлась Захарьевской. Именована так в честь первого губернатора в российской истории города Захария Корнеева. До разделов Польши конца восемнадцатого века Менск (так город назывался) был в составе Жечи (так произносится по-польски) Посполитой. Это не Польша! Это федерация Литвы (государства литвинов, как тогда звались беларусы) и Польши.
    "Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою..." (С)
     Пушкин прекрасно понимал, что Литва- государство славян. Литвинов. Аукшайты и жемойты с подачи царской власти в девятнадцатом веке перетянули на себя слово Литва. Впрочем, об этом надо писать отдельно. Как и о позиции Пушкина, сходной с сегодняшними Киселёвым- Соловьёвым...
     В 1812 году Менск заняли войска Наполеона, улицу ненадолго переименовали в Новый город. 22 ноября того же года город вернула русская армия, улица вновь стала Захарьевской. В 1918 году по Брестскому миру территория Беларуси была передана Германии (зазря бронированных вагонов не дают), немцы переименовали улицу в Гаупштрассе.
     Одновременно с немецкой оккупацией была провозглашена независимость Беларуси и создана Беларуская Народная республика. После поражения немцев в войне на территорию Беларуси пришла Красная армия и организовала уже подконтрольную большевикам Советскую Социалистическую Республику Белоруссия. Которую позже переименовали в БССР по аналогии с переименованием ватерклозетной аббревиатуры ССРУ в УССР...
     Это тема особого разговора, как-нибудь коснусь, но при немцах никакого притеснения беларусов (исторически литвинов) не было, открывались школы на беларуском языке и т.д. Большевики стали проводить политику русификации, как до того царские власти.
     В 1919 году большевики переименовали улицу в Советскую, потом началась война между РСФСР и Польшей, поляки заняли город и дали улице имя Адама Мицкевича. Советы войну проиграли, но Минск всё же отошёл к РСФСР, хотя по итогам Рижского мира граница была проведена восточнее линии Керзона, определявшей примерно историческое расселение поляков и беларусов. Сейчас, кстати, граница почти по линии Керзона и проходит.
     В 1920 году улица вновь стала Советской. Потом улицу разбивали на участки, часть её называли Пушкинской. В сорок первом немцы вновь назвали Гаупштрассе. В сорок четвёртом вернули название Советская. Центр Минска в конце войны был разрушен почти полностью, огромный вклад внесла и советская авиация.
     Потом началось восстановление города, в 1952 году улица получила статус проспекта и имя Сталина. В 1961 году Никита Сергеевич вынес "лучшего друга детей и физкультурников" из Мавзолея, а проспект в Минске назвали Ленинским. В 1991 году переименовали в проспект Франциска Скорины, беларуского (литвинского) первопечатника, который на несколько десятилетий первопечатнее московского Ивана Фёдорова. Последний к тому же свалил из Москвы в "жыдобендеровский" город Львов, где и похоронен.
     С 2005 года проспект переименован в проспект Независимости.
     По улице Ленина прошли до расположенного на углу проспекта Независимости ГУМу, зашли в него. Впрочем, ничего не купили. А в советские годы покупали. У меня, например, была куча рубашек, которые Ира привозила мне из Минска. В Ленинграде таких было не купить.
      Рядом с ГУМом ресторан Гудвин с охраняющим вход Железным Дровосеком. Слоган на двери магазина "Сувениры" не имеет отношения к аду (hell), переводится "из прошлого в будущее"... Навеяло. У Веллера есть рассказ, где упоминается лозунг "Слава вялiкiму Кастрычнiку", воспринимаемый русскоязычными гражданами несколько неоднозначно...
     От ГУМа мы прошли к Площади Независимости, о которой подробнее в продолжении статьи про Минск (часть 8 основной статьи), откуда повернули назад, и по улице Свердлова пришли обратно к улице Кирова, выходящей к вокзалу.
      На углу этих двух улиц расположен полукруглый дом, где, как в советские времена, так и в 1997 году, когда Ира с Алёшей были в Минске последний раз, находился магазин, местным населением называвшийся "Подковой". Сейчас лишь в левом углу здания расположен продовольственный магазин с названием "Хит", цены в котором ниже, чем в другом магазине по улице Кирова ближе к вокзалу.
    Вообще цены, как в Нарочи, так и в Минске почти как в Питере. Если ниже, то не более, чем на десять процентов. За зарплаты в Минске не знаю, а вот горничная в санатории "Журавушка" получает в пересчёте на российские рубли десять тысяч при полном рабочем дне...
     So... Прежде, чем вернуться к вокзалу, мы посетили Площадь Независимости.
        ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий