вторник, 27 октября 2015 г.

Back in the USSR. Как питались. Часть 2

         СОДЕРЖАНИЕ:
         Back in the USSR. Как питались. Часть 2
         Это не всё. To be continued...

         Овощи- фрукты. Прежде всего главнейший (помимо хлеба и макарон) продукт питания советского человека- картофель. Который, вопреки легенде про Петра, впервые появился на Руси при его отце Алексее Михайловиче, а продуктом питания для масс стал чуть не через полтора века при Николае Первом.
         До появления универсамов картошку продавали в овощных отделах магазинов. Для её продажи существовали специальные весы с лотком. Продавщица взвешивала запрашиваемое количество…
         Меня родители нередко посылали за картошкой. Будучи младше, брал пять килограммов за раз, в старших классах- десять. Меньше пяти не покупал никто и никогда, очереди в отдел (да в любой) были достаточно длинные.
         Отвешенный картофель по лотку высыпался в подставленную сумку или сетку покупателя.
         Многие картофелины были сморщенные или подгнившие, при чистке дома в отходы уходило до половины веса. Если удавалось в процессе взвешивания обнаружить на весах гнилые картофелины, покупатель отбрасывал таковые. Продавщица же стремилась взвесить и высыпать быстро.
         Когда появились универсамы, в них стали торговать картофелем в бумажных пакетах по три килограмма. Нередко пакеты снаружи были мокрыми от гнили. Такие пакеты, естественно, не брали.
         Переборкой гнилого картофеля на овощебазах (мне Word это слово сейчас подчеркнул красным- не знает) занимались обычно инженерно-технические и научные работники. («Вот вы там разлагаете молекулы на атомы, забыв, что разлагается картофель на полях…» ©)Лично перебирал. И не раз. Напомню сюжет из фильма «Гараж» про профессора биологии (артист Леонид Марков), оставлявшего в пакетах с картофелем свои визитки.
          Мне в сюжете нереальным кажется наличие большого числа визиток у профессора биологического НИИ. Я не помню, у кого таковые были в начале восьмидесятых. У нашего главного конструктора (атомное энергомашиностроение), хотя он с иностранцами общался, их не было.
         На Колпинской овощебазе (на других не бывал) картофель хранился в помещении с высотой потолка не менее десяти метров, доверху заставленном деревянными контейнерами. Где-то в феврале- марте гниль стекала вниз по контейнерам, аромат в помещении был соответствующий. Погрузчик снимал верхний контейнер, его обступали инженеры и начинали перебирать, отделяя гнилые картофелины от относительно целых. Предполагалось, что годный картофель сразу идёт на машину и в магазин. Но по дороге успевал загнить дополнительно…
          Стоимость этого картофеля была десять копеек за килограмм. В восьмидесятые появился фасованный в пакеты кубинский красного цвета, и, если не ошибаюсь, голландский, по пятьдесят копеек. Эти были не гнилыми и годными к употреблению. Правда, продавались преимущественно по весне. Благосостояние моей (жена и сын, чуть позже дочь) семьи через несколько лет после окончания вуза подросло, мы это покупали. Что вызывало некоторое неодобрение тёщи- как можно покупать картошку по столь бешеной цене…
         Многие выращивали свою картошку на «шести сотках», затем хранили её, преимущественно в квартирах, застекленных лоджиях, до весны. У многих жителей пригородного Колпино были не государственные «шесть соток» в садоводстве, до которых обычно было далеко ехать, а просто «захваченные» явочным порядком участки земли близ города, на которых выращивали не только картошку, но и ягоды с яблоками, и огурцы с помидорами в парниках. Власть на эти самозахваты смотрела сквозь пальцы. Если жрать-то особо нечего…
         Лично я сторонником натурального хозяйства никогда не был, ибо его неэффективность установлена европейской, по крайней мере, цивилизацией где-то в начале новой эры . Предпочитал время и силы расходовать на зарабатывание денег, а уж те после тратить на что заблагорассудится. Или отдыхать. Копание же грядок и их окучивание никак отдыхом считать не могу.
                                                       *   *   *
          Морковь, свекла, капуста, как свежая, так и квашеная, лук в продаже обычно были. Видок, конечно, был не очень. Никому в голову не приходило, что морковь и свеклу перед продажей неплохо бы помыть (придать товарный вид- термин, пришедший в Россию в эпоху капитализма), а то и очистить от налипшей грязи (включавшейся, разумеется, в вес продукта).
          Где-то уже в нулевые расположенное рядом с Колпино сельскохозяйственное предприятие стало выращивать выведенный в Голландии сорт моркови с закругленным концом. Чтобы сетку не рвать.
         Кстати, свеклу и морковь на полях подшефного совхоза пололи и убирали тоже инженеры. И сотрудники НИИ. Кадровые работники совхоза выполняли обычно роль надсмотрщиков. Таковая роль им, безусловно, доставляла.
         Кстати, и на овощебазу, и на поля инженеры ходили в собственной одежде, никакой спецодежды не полагалось. Проблемы стирки- сушки одежды также никого не ##ли.
         Огурцы с помидорами были сезонным товаром, появлялись весной, исчезали осенью. Запомнилась огромная очередь за помидорами в Москве в начале мая 1984 года. Цена была 2-50 за килограмм. Осенью обычно дешевле. Очереди были всегда.
         Яблоки стоили в районе 1-30, не помню, продавались ли они круглый год или сезонно. В конце лета появлялись яблоки местного урожая, их быстренько съедали, остальные сгнивали или перерабатывались на «плодово-ягодную червивку», про выпивку напишу позже.. Потом появлялись качественные, без червоточин, имевшие пресловутый буржуазный товарный вид сорта «Голден» и «Джонатан» из Венгрии. Венгры, видимо, хранить умели.
          Пару раз на овощебазе (я же конструктором работал) довелось разгружать вагоны с венгерскими яблоками. В аккуратных ящиках из тонких досок, переложенные чем-то типа древесной стружки. Ящики были закрыты, но их при выгрузке из вагонов «случайно роняли», ящики разбивались, яблоки рассыпались и съедались. Вынос за территорию нештатным работникам (инженерам) был запрещен. Но штук пятнадцать- двадцать за разгрузку я сожрать успевал.
          Яблоки, наряду с апельсинами и мандаринами были продуктом для праздничного стола или для тех, кто болен, в обычной жизни (если не считать те, что со своего участка) их ели редко, считали дорого. Продуктом повседневного питания в моей семье фрукты стали где-то во второй половине девяностых.
          Сказанное относительно яблок касается и апельсинов с мандаринами. Апельсины были преимущественно марокканские, в Ленинграде продавались круглый год, но поискать их приходилось. До какого-то времени цена была 1-40, затем власть, посчитав их «товарами не первой необходимости» (когда на что-нибудь- ковры, автомобили, золото, кофе, шоколад, повышали цену, говорили, мол это «товары не первой необходимости»), повысила до двух рублей.
         Абхазские мандарины обычно появлялись в продаже под Новый год, продавались недолго. Довелось как-то в конце восемьдесят второго попасть на овощебазе на сортировку (тоже с гнильцой попадались) мандаринов. Обычно такую работу «пришлым» не доверяли, но тут, видимо, сам не справлялись.
         Сожрал я их тогда немало, местные работницы на меня даже ворчать начали. Что любопытно, вскоре после этого произошло резкое улучшение спортивной формы (я на длинные дистанции бегал), видимо, витамины впрок пошли.
          Бананы и ананасы разгружать не доводилось ни разу. Мало того. Мне неизвестны люди, кому это делать приходилось. Наверное, эти фрукты разгружал лично директор овощебазы с ближайшими родственниками.
         Лимоны в Ленинграде продавались поштучно по тридцать пять копеек. В Москве на вес.
         Слива, абрикосы, персики, черешня, вишня… Это всё исчезло из государственной торговли где-то до начала семидесятых, на рынке были, но дорого. Ни в родительских семьях моей и жены, ни в нашей совместной, товары с рынка не покупались. Обычно отдыхающие с юга тащили эти фрукты, сколько могли утащить, там на рынке было существенно дешевле.
          Как написал, в государственной торговле эти фрукты отсутствовали напрочь, а ценой на рынке просто не интересовались. Однако. В июне 1983 года из командировки на Армянскую АЭС притащил домой около десяти килограммов черешни, купленной на рынке в Ереване по 1-50 за килограмм. Менты в аэропорту меня еще в самолет пропускать не хотели, потом пришел какой-то начальник, разрешил.
         Вскоре после возвращения поинтересовался ценой черешни на рынке в Ленинграде. Десять рублей. Средняя зарплата в СССР в 1983 году была 165 рублей. Вот и считайте, сколько черешни на зарплату можно было купить тогда, сколько сейчас…
          Осенью восьмидесятого из того же Еревана вёз домой килограммами персики и гранаты.
          Ананасы в Ленинграде исчезли из свободной продажи в начале шестидесятых, вновь появились при Гайдаре. Про бананы ранее писал, как покупал их за десятилетие восьмидесятых три раза. В шестидесятые в продаже они ещё были, Веллер пишет про 1-40 за килограмм, я помню, в середине того десятилетия за 1-80. Очереди были всегда. Впрочем, за чем их не было?..
         Киви впервые увидел в чешском Пльзне в декабре восемьдесят восьмого (про заграницу напишу отдельно), стоили они 8 корун (восемьдесят копеек по официальному курсу, но реальный «чёрный» курс был выше) за штучку. Попробовал впервые при Черномырдине (это после Гайдара).
         Бывали в продаже овощные консервы венгерской фирмы «Globus» и болгарские. Свои солёные и маринованные огурцы и помидоры (эти почему-то чаще зелёные, чем красные) продавались в трехлитровых стеклянных банках. Один раз в начале восьмидесятых абсолютно случайно удалось купить маринованные корнишоны в литровой банке. Обычно такой товар до прилавка не доходил.
                                                             *   *   *
          Про заграницу в отдельной статье, но, раз упомянул социалистическую тогда ещё Чехословакию, не могу не процитировать чешскую бегунью Ярмилу Кратохвилову, которой принадлежит самый старый на сегодняшний день (пишу в октябре 2015-го) мировой рекорд в лёгкой атлетике.
          Ассортимент, как продовольственных, так и промышленных товаров в Чехословакии был несоизмеримо шире, чем в СССР, я из загранкомандировок туда домой нагруженный, как вьючный мул приезжал, однако вот что пишет Ярмила о первом выезде в семидесятые из социалистической Чехословакии в капиталистические страны: «А когда мы впервые поехали на Запад, это были соревнования в Западной Германии, я зашла в продуктовый магазин и надолго застыла от изумления. Таких продуктов у нас в Чехословакии тогда вообще не было. Я увидела разные колбасы, о существовании которых мы и не догадывались, многочисленные сорта сыра, конфеты, жвачку и кока-колу. Это был шок! От банки кока-колы я не удержалась и привезла домой— в Чехословакии ее тогда не пробовали. А когда я попала зимой в Рим и увидела продающуюся на улице свежую клубнику, подумала, что это сон».
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

4 комментария:

  1. Как в 70-е годы хранил картошку на балконе.
    Ящик покрытый пенопластом, снизу решётка, под ней - лампочка на 100 ватт, термопара и реле.
    Настроено на температуру +5, если падает ниже - врубается лампочка.
    Система работала и картоха лежала, не замерзая, всю зиму.

    ОтветитьУдалить
  2. Визитки?! Довелось трудиться на фабрике бумажно-беловых товаров. Ростки рынка на юге уже проклюнулись. И полосовые отходы после производства альбомов для рисования и скоросшивателей, идеально ложились в размер. Ньюанс был один...Визитки надо было заполнять самим. Ф.и.о, должность, телефон, адрес и полная свобода творчества. Из фруктов запомнилась фейхуа. Эту экзотику, чаще в виде варенья, мы везли в Ленинград в качестве гостинца. Так было забавно произносить: бабуля, мы привезли тебе фейхуевое варенье. Было еще варенье из грецких орехов, лепестков роз...Но, это уже другая история

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да. Фейхоа с юга мы тоже возили. А табличку с надписью фейх#я довелось видеть на рынке в 90-е.

      Удалить
    2. Вчера по Эху Москвы в записи слушал Андрея Константиова, это который "Бандитский Петербург". Тот по случаю 85-летия Горбачева критиковал "такую страну развалили". Об этом я не раз писал, мне не жаль нисколечко, а только он еще про мороженое за 28 копеек вспоминал. Его многие вспоминают, действительно, вкусное, непонятно, почему сегодняшние маркетологи не советуют своему начальству организовать выпуск подобного. Правда, реальные орехи нынче дороги...
      Но само по себе воспоминание из той же серии, что "### стоял, и девки давали". Ну, было вот такое вкусное мороженое. А сколько всего НЕ БЫЛО!!!

      Удалить