Не претендуя на полноту. Только основные
вехи.
Вся мировая история- это история войн и
завоеваний одними народами других. Славяне, истоки которых в районе Одера и
Вислы, расселились аж до Тихого океана, причем далеко не мирным путем.
Говоря о взаимоотношениях с Западом, имеем
ввиду русских, а точнее, великороссов. Или московитов, как говорили в давние
времена западнее Можайска. Для которых Великое княжество Литовское и Русское,
поляки, чехи- это все Запад. А были времена, когда для Москвы Западом являлись
Тверь, Смоленск, Великий Новгород, Псков. Москва с ними воевала и, в конце
концов, силой подчинила себе.
На европейских же географических картах
земли восточнее Смоленска до Петра Первого обозначались как Moscovia или Tataria.
В советской литературе и кинематографе
было принято представителей Запада изображать весьма мерзкими типами. На роли
немцев в фильмах о Великой Отечественной войне подбирались актеры с не очень
приятной внешностью. Аналогично в исторических фильмах, где были персонажи с
ненавистного русскому человеку Запада: «Александр Невский», «Садко», «Василий
Буслаев» и др.
«Василий
Иванович, на том берегу белые пиво с раками пьют…
-Не, Петька, это у них морды такие…»
Правда, постепенно советский
кинематограф менял актеров с непрезентабельной внешностью на литовцев.
Множество ролей немцев и прочих «западэнцев» в советском кинематографе
исполнили артисты из Литвы и Латвии. Альгимантас Масюлис вообще был обер-«фашистом»
советского кинематографа.
И прорыв в «Семнадцати мгновениях весны» Лиозновой, где Генрих Мюллер (Леонид Броневой), Вальтер Шеленберг (Олег
Табаков), Карл Вольф (Василий Лановой)- ну, обаятельнейшие персонажи…
Советская пропаганда и ее составная
часть советская история представляли великороссов, как исключительно
миролюбивых людей, которые всю свою историю только тем и занимались, что
отражали натиск, как с Запада, так и с Востока.
Каким образом тогда крошечному уделу
младшего сына «святого и равноапостольного» удалось раздвинуть свои границы до
Вислы и Тихого океана, Ледовитого океана и Памира, объяснить несколько
затруднительно, но писатели- историки советского розлива что-то смутно бухтят
про «труд и дружбу»:
«Тем
временем потомки Одинца, Тсарга, Изяслава, Доброги, Гюряты, Карислава, Отени,
Расту, Тшудда и других их братьев из киевских, северских и прочих южных,
западных и восточных славянских земель, таких же, как они, по духу, чести и
совести, без титулов и гербов, без турниров, без замков и богатых невест,
беззвучно гнули спины в работе, страдали, терпели все муки, но с неотвратимой
силой стихии осваивали непроходимые и почти безлюдные территории северо-востока
и востока, шли в южные степи и выплавляли не порабощением, а трудом и дружбой
людей всех племен государство-монолит на одной шестой части всего земного шара.
Но это – в скобках, как общеизвестное… Валентин Иванов, «Повести древних лет».
Так и представляешь себе сибирских
татарочек из ханства Кучума, встречающих на Иртыше казаков Ермака цветами и
беляшами с солью…
Почему-то думается, у жителей «безлюдных территорий» на счет «труда и дружбы» есть иная точка зрения…
Комментариев нет:
Отправить комментарий