четверг, 9 октября 2014 г.

Как-то раз в Подольске

          Было дело, я уже рассказывал, что в незапамятные времена, когда в магазинах не продавалась колбаса, а в аптеках презервативы, доводилось мне частенько ездить в служебные командировки в подмосковный город Подольск. Сорок минут электричкой от метро «Текстильщики». Это тогда, а теперь еще и в Царицыно метро построили, что еще ближе.
          Ездил я туда в ОКБ «Гидропресс», которое и в те годы, и сейчас проектировало и проектирует ядерные реакторы. И большей частью реакторы ВВЭР, АЭС с которыми были построены на территории СССР и некоторых сопредельных стран.
          Сам-то я приводами системы управления и защиты занимался, ну, вот в Гидропресс большей частью на испытания этих приводов и ездил. Сравнительные испытания двух типов приводов для реактора ВВЭР-1000 проводились. Выбрали, в конце концов, гидропрессовский привод, представлявший собой ухудшенный вариант привода американской фирмы Westinghouse Electric Corporation. По сей день на ВВЭР-1000 он и работает.
           Удивляться в принципе нечему, GLONASS, как известно, ухудшенный вариант GPS, автомобиль «Жигули»- «Fiat». Я уж не говорю про дальний бомбардировщик Ту-4, разработанный на основе подетального копирования трех американских самолетов B-29, совершивших после налетов на Японию в 1944 году вынужденные посадки на территории Дальнего Востока и банально Советским Союзом у союзников захапанных.
           В те годы, а бывал я в сем славном городе с семьдесят восьмого, аж по самый исторический апрельский восемьдесят пятого года Пленум ЦК КПСС, городишко был мерзковатый. Застроенный как-то клочками, грязный…
           В Ленинграде в те годы бомжей уже не было, последний раз помню таких в начале шестидесятых, тогда их называли нищими. А вот в Подольске в конце семидесятых встречал.
           Правда, в восьмидесятом, в связи с Олимпиадой и расположенностью на Симферопольском шоссе, из Подольска их тоже убрали…
          И в те же годы не раз доводилось видеть на улицах машину, останавливающуюся, достающую какие-то приборы, похожие на приборы радиационного контроля, и чего-то измеряющие.
           А в восьмидесятом довелось в Армении на Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов по реакторам на тепловых нейтронах познакомиться с сотрудниками тогда ПНИТИ, а сейчас НПО «Луч». Недалеко от вокзала, раньше твэлами для АЭС занимались.
          Так они мне рассказали, что на территории Подольска есть несколько мест, зараженных радиоактивным бериллием. Без комментариев приведу две найденные в Интернете цитаты. Ежели чего, гуглите сами:
          «На вокзале города Подольска был задержан человек, перевозивший 1,5 килограмма высокообогащенного урана (90% обогащения). Расследование установило, что материал был украден из научно-производственного объединения «Луч» (г.Подольск)».
            «29 мая 2012 года Московский областной суд, отменив решение Подольского городского суда, обязал частную коммерческую организацию за свой счет дезактивировать производственные помещения, зараженные радиоактивными веществами еще в советское время, а также вывезти и захоронить радиоактивные отходы».
            Да я не про то… Был я как-то в Подольске 1 ноября 1978 года. Почему помню? А потому, что среда была. В те годы футбольный день Европы. Тогда в еврокубках еще не столько команд участвовало, как сейчас, поэтому все матчи в один день проводились, в среду. Это сейчас Лига Чемпионов в один день играет, а Кубок УЕФА в другой…
           А в КБ, где я работал, по средам принято было комсомольские и партийные собрания после работы проводить. Что очень одного моего сослуживца, кстати, учившегося в одном классе с чемпионом СССР 1984 года в составе «Зенита» Герасимовым, огорчало…
          Ну, и в тот день 1 ноября тбилисское «Динамо» на своем поле выиграло у западноберлинской «Герты» 1:0; московское «Торпедо» в гостях проиграло «Штутгарту» 0:2; а киевское «Динамо» в гостях же проиграло 0:2 «Мальме»…
          И в тот вечер мой сосед по гостиничному номеру, а останавливался я в гостинице ОКБ «Гидропресс», там у них в общаге на первом этаже несколько номеров под гостиницу выделено было… Сосед поздно вечером пошел в телевизионную комнату футбол смотреть. А я спать лег…
          Сплю уже, дверь, естественно не закрывал, кто-то в комнату входит, и чувствую сквозь сон по шагам, вроде как не шибко трезвый… Думаю, где падла нажрался в такое время…
         А он походил по номеру, одежду по углам пошвырял, и, вдруг, как на меня грохнется. Я его, естественно, ногами отпихнул на пол и свет на тумбочке включил. Лежит на полу парень, знаю, что сотрудник «Гидропресса», я его там в коридорах видел. И эдак слегка сконфуженно: «А я думал тут баба…»
         Это я вообще чего?.. Да так просто… Такая вот она советская инженерно-техническая интеллигенция…

1 комментарий: