ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
Точно также ещё в сороковые в своём гараже неподалёку от Сан-Франциско экспериментировал с новыми, придуманными им моделями магнитофонов, сотрудник General Electric А.М. Понятов, создатель первого в мире коммерческого видеомагнитофона.
В помещении разбомбленного американской авиацией токийского универмага начинали выпуск магнитофонов создатели «Токийской телекоммуникационной инженерной корпорации», позже переименованной в «Sony», Акио Морита и Масара Ибука.
Вовсе необязательно, чтобы эти свободные экономические субъекты были разработчиками технологических инноваций или айтишниками. Это могут быть строители жилых домов, изготовители автомобилей, бытовой техники, одежды и обуви, пивовары, хлебопёки, книгоиздатели, кинопродюсеры, организаторы «массажных салонов» и прочие. Которым клепальщица Рози с картины Нормана Роквелла принесёт свои доллары, которые получает за поставленные ею заклёпки на самолёты, отправляемые армиям США, Великобритании и СССР. Вот доест сэндвич и продолжит клепать.
Япония в 1941 году имела десять авианосцев, США семь. В 1945 у США было 99, у Японии около 20. Сделанные американцами самолёты, танки и всё прочее, как для собственной армии, так британской и советской, не сосчитать. До@уя и даже больше. Представляете, как США раскрутили военное производство. За всё это правительство платило бюджетные деньги клепальщице Рози и прочим. Но инфляции не было, потому что клепальщицам было на что эти деньги потратить.
Хлебопёки, пивовары, изготовители магнитофонов, телевизоров и автомобилей поднимались на тех деньгах, что им приносили работники военных предприятий. Возникали всё новые и новые производства разнообразных полезных ништяков. Потому что с одной стороны в военное производство шли огромные бюджетные деньги, а с другой принцип «Láissez-fáire» ("позвольте делать" с французского) никто не отменял. Любой эмигрант типа Понятова, Зворыкина, Сикорского, Брина, Кума или незаконнорожденный потомок сирийца и немки типа Джобса мог в гараже и сарае начать выпускать на продажу ценные ништяки.
И никакой товарищ майор не мог прийти к ним в гараж и сарай и попросить денег за то, что он у них не найдёт, допустим, наркотики. Американские законы защищают интересы частных собственников от посягательств со стороны кого бы то ни было, включая чиновников и силовиков. У них там и на президента нефиг делать уголовное дело завести даже если он просто своей секретарши домогался. И на дочку президента только за то, что она в возрасте до двадцати одного года в баре бокал пива выпила. Потому у них кейнсианство срабатывает. Влитые в экономику бюджетные деньги, потраченные на дорожные работы или изготовление танков, неважно, а то и вовсе разбросанные с вертолёта по Фридману, клепальщица Рози хочет потратить на удовлетворение каких-то своих хотелок. То ли губную помаду купить, то ли чулки шёлковые, на сей счёт см. цитату автора теории инноваций австрийско- американского экономиста Йозефа Шумпетера. Хотя шёлк давно вытеснен синтетикой. Да хотя бы на вкусный сэндвич, как на картине Роквелла.
Вот потребности заводских девочек типа Рози в чулках и удовлетворяют свободные экономические субъекты, часто начинающие свой бизнес в гаражах, на складах, территориях разбомбленных универмагов. Государству, как правило, нет дела до девочек и их девчачьих проблем с чулками, помадами и кружевными труселями. Затраты государства носят обычно фаллометрический характер, показать другому государству, что у тебя длиннее, ну, ещё по строительству инфраструктурных объектов, дорог и мостов, например, что, несомненно необходимо.
В наиболее развитых мировых экономиках, США, Западная Европе, Японии, шестьдесят и более процентов ВВП создаёт малый бизнес. В ЕС на 2021 год 67%. Который не ямы выкапывает и закапывает, а выпускает гондоны, тампоны, колготки, сэндвичи для клепальщиц Рози. В России доля малого бизнеса чуть выше 20%. Пруф: https://economics.hse.ru/ecjourn/news/789636465.html
* * *
В СССР тоже были а@уительнейшие военные расходы. Ведь паритет с США по ракетам и ядерным боеголовкам реально поддерживался, при том что разница в уровне экономики и тем более уровне жизни населения была колоссальной. Только бывавшие за бугром немногочисленные советские граждане осознавали глубину нашей нищеты. Истерику Высоцкого в западноберлинском магазине начала семидесятых описала в книге Марина Влади. Когда Горбачёв открыл границы, народу поехало больше, такие истерики случались неоднократно. Наши люди просто вообразить не могли...
Про ВВП и яму в начале этой статьи и в статье «Сизифова экономика». Но если в США деньги на вооружение через клепальщиц Рози приходили на рынок, где осваивались джобсами и понятовыми из гаражей, пусть они просто варили пиво или выпускали тушь для ресниц, то в СССР подобных гаражных экономических субъектов не было.
Клепальщице Дуне или Нюре с военного завода нести деньги было некуда. Если у неё был муж, он бОльшую часть семейного бюджета тратил на водку. Модель советской экономики прекрасно описана тогда ещё не иноагентом, а ныне иноагентом М.И. Веллером в рассказе «Узкоколейка». Кругоборот денег и водки. Страна советов концентрировала все деньги и мозги в производстве оружия, законодательно запретив инициативным гражданам делать что-то самим. А сделать что-либо полезное кроме водки у советского государства получалось плохо.
Обувь фабрики «Скороход», костюмы фабрики Володарского не выдерживали никакого сравнения с товарами из мира «где всё продаётся и покупается». Советское пиво за исключением отдельных эксклюзивных сортов, поставлявшихся в спецраспределители, было откровенным говном. Сравнивал, знаю.
Пломбир, рецепт которого вместе с оборудованием для производства «двадцать седьмой бакинский комиссар» Анастас Иванович Микоян привёз из Америки, был, несомненно, неплох. На фоне прочего совка. Выложи тот пломбир сегодня в супермаркете, наряду с сотнями других, никто и внимания не обратит. «Нет таких радостей и наслаждений, которые не теряли бы этого названия, когда они достаются легко и во множестве» (Маркиза де Севинье)
Почему-то никто не вспоминает появившуюся в конце семидесятых «Пепси Колу», а ближе к Московской Олимпиаде «Фанту». Тоже изготавливавшиеся по американским рецептам на их же оборудовании. Дефицитом они перестали быть к середине восьмидесятых, а до того спрос на них был ажиотажный. Употребление бутылки «Пепси» давало ощущение прикосновения к недоступному дивному миру по имени Запад. То же касается джинсов типа «Levi`S» и аксессуаров «Adidas». "Как наденешь Адидас, тебе любая баба..." (Фольклор эпохи).
Вот потому-то, несмотря на безумные военные расходы совка, никакого кейнсианства в нём не было. Падение цен на нефть в 1985 и включение печатного станка для «ускорения научно-технического прогресса» обвалили рубль вместе с совком. Деньги в сберкассах сжёг отнюдь не Гайдар. «Всё украдено до вас» (С).
* * *
Экономическая жопа конца восьмидесятых- начала девяностых была логическим финалом семидесяти четырёх лет Софьи Власьевны. Главное, что было сделано реформаторами- предоставлена экономическая свобода, кому она была нужна. Упомянутый выше принцип «Láissez-fáire» ("позвольте делать" с французского). Это главная по причина, в силу которой по сей день мы ещё живём многократно лучше, чем в совке. Несмотря на негативные процессы, начавшиеся года с 2003. Результаты их (пенсионный возраст вам в помощь) ощущаем года с 2013.
В конце 1991 года денег в бюджете не было от слова вообще, в ноябре меньше суммы, за которую в 2008 году Аршавина в «Арсенал» продали. Цена нефти на уровне себестоимости добычи. «Юкос» до перехода в руки частных собственников был глубоко убыточным, добыча резко упала, инвестиций никаких не было.
А потом всё стало улучшаться. И на приватизированных предприятиях, и на вновь возникавших повсеместно. Не в курсе насчёт гаражей, наверно, они у нас не очень большими были, фотографию гаража Джобса видел, так там есть, где развернуться. Я в девяностые из ядерных конструкторов в рекламщики переквалифицировался, помогал раскручиваться с нуля очень многим фирмам.
Знавал в начале девяностых много предприятий, состоявших из сидевших в тесной комнатушке двух- трёх молодых людей плюс бухгалтер, часто женщина постарше. Сегодня некоторые стали достаточно большими холдингами. Миллиардерами из тех, с кем я когда-то работал, не стал никто, но некоторые мультимиллионерами сумели. Названия предприятий знаю, помню, с чего они начинали, какими стали сейчас.
Не видел их старта, полагаю примерно также в девяностые начинали иноагенты Тиньков и Чичваркин, не иноагент Галицкий. Это известные, те, что на поверхности. Подавляющее большинство работающих сегодня торговых сетей- ленты, магниты, пятёрочки... были созданы в девяностые. И не только торговые предприятия возникали. В 1990 году в Ленинграде мясопереработкой занимались два предприятия, в середине девяностых около двухсот. Сейчас меньше.
Это люди, которым новая власть в девяностые дала экономическую свободу, и они ею воспользовались. Далеко не у всех были большие первоначальные капиталы. Многие, как Джобс с Возняком в семидесятые в США, скидывались по тысяче баксов.
Они-то и построили нам нынешнюю комфортную жизнь, которая в совке не могла даже присниться. Мы, младшеклассники начала шестидесятых, которым Хрущёв обещал скорый коммунизм, воображали себе его куда более бедным, чем нынешняя жизнь. Что образовалась, благодаря реформам девяностых и выросшим в нулевые цены на нефть. Которые сами по себе ничего не дают. При Брежневе нефть была дорогая, а жили @уёво. Жил. Помню. Маргиналом не был, но как тогда жить не хочу.
В нулевые произошло тоже своего рода похожее на кейнсианство действо. В новую экономику с большим числом свободных экономических субъектов, возникших, благодаря реформам, влились нефтяные деньги. И субъекты стали эти деньги осваивать, даря нам, потребителям, множество ценных ништяков. Только деньги эти в экономику влило не государство, хотя отчасти и оно, а другие свободные субъекты- частные нефтяные компании. Образовавшиеся, благодаря приватизации, в том числе, залоговым аукционам.
И по сей день именно они, созданные в девяностые частные компании не дают экономике рухнуть от западных санкций. Это же не государство завозит в страну разнообразные санкционные импортные ништяки от еды до чипов и запчастей для автомобилей. Это делает частник, который родом из девяностых.
* * *
Повторю. Помню руководителей многих сегодняшних компаний с высокими оборотами в девяностые в тесных комнатушках с одним компьютером и факсом. Тогда им было по 20- 30, сегодня по 50- 60. Многие остались на уровне малого бизнеса. Похоже их никто даже не трогает, неструктурированных бандитов не осталось силовикам и чиновникам они неинтересны. Взять нечего. Хищник же в природе убивает, когда жрать хочет, иначе нех.
Структура экономики в России, по мнению большинства экспертов, в том числе забугорных, продолжает оставаться рыночной, той, что создана реформами девяностых. Это и защищает от санкций. Действует по учебникам хорошо учившаяся Сахипзадовна, поднимая ставку, тем, с одной стороны удорожая кредит и снижая возможность для инвестиций, с другой не давая разгоняться инфляции.
Говорят, однако, с таким объёмом денег, выделяемых на рытьё и закапывание ям, а также закатывание камней в гору с последующим скатыванием, ей не справиться. Эти деньги идут не через банки, а прямо из бюджета. Тут она бессильна.
Частный бизнес завозит запрещённые к ввозу товары окольными путями, которые противоположная сторона пытается огородить вторичными санкциями. Так, возникли уже проблемы с проводками платежей через китайские банки.
Статистика говорит нам, что в 2022- 23 годах в малом бизнесе произошёл рост, доля оного в ВВП на конец года составила 21%. Напомню, в развитых странах больше 60%. Рост произошёл отчасти среди предприятий в сфере ремонта и производства запчастей. «Палёные» запчасти к импортной технике делали с самого начала девяностых, однако, тогда это было не комильфо, а сейчас импортозамещение. Ещё произошёл рост в розничной торговле и логистике. Последнее тоже связано с санкциями и заменами каналов поставок.
А вот в производственных сегментах, где требуются, инвестиции, а следовательно, кредиты, роста не наблюдается. Деньги, же полученные за выкапывание- закапывание ям и закатывание в гору камней, внезапно разбогатевшие граждане несут в магазины. Где товара вроде как не прибавляется, ну, и...
Ещё из статистики. В 2023 году число вновь открытых предприятий составило 242 тысячи, а закрытых 254 тысячи. Смертность превышает рождаемость. Как у людей, так и у фирм.
Поэтому трудно сказать, сработает ли военное кейнсианство в России, как оно сработало в США в сороковые. Там с «отцов- основателей» свобода бизнеса- одна из главных «скреп». То же хотел сделать в России Столыпин, не дали. Того же хотели реформаторы девяностых. И сделали. Намного краше живём сегодня, чем в совке, но тренд с начала нулевых не очень бодрый.
Отреагирует ли бизнес увеличением производства полезных ништяков на увеличение выплат выкапывателям и закапывателям ям, сказать трудно. Прогноз скорее негативный, чем позитивный. Расширению существующих производств препятствует высокая ставка ЦБ, обусловленная именно этими выплатами, дабы предотвратить инфляцию. Хватит ли у премудрой Сахипзадовны возможностей высокими ставками накрыть безумный вал бабла? Cоздать новый производственный бизнес и того сложнее. Кроме того каждый бизнесмен думает о перспективе. А ну как санкции отменят, и в страну снова ломанётся импорт. Тогда им 3,14@@ец. Где-то так...
Комментариев нет:
Отправить комментарий