воскресенье, 3 марта 2024 г.

Взгляд на Швецию и мир через детективы Стига Ларссона. Часть 2

  ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Главная героиня трилогии «Миллениум» Лисбет Саландер выросла в обстановке постоянного насилия отца (беглого советского шпиЁна) по отношению к матери. С двенадцатилетнего возраста, будучи заключённой в психиатрическую больницу за месть отцу (читайте книги, очень интересно), подвергалась насилию, в том числе сексуальному. Мстит она не только личным обидчикам, но и вписывается за других женщин. Лагеркранц, продолжив тему «Миллениума» (Эва была против, но таким было решение издательства), сохранил эту линию.

Ларссон в статьях критикует националистические партии и организации, которые называет фашистскими, за их позицию по вопросу иммиграции и мусульманства. Националисты, а также те, кого он зовёт культурантропологами, утверждают, что насилие над женщинами заложено в культуре курдов и арабов. Из статьи: «Шведские правые экстремисты в течение многих лет твердят, что поднять руку на женщину могут только иммигранты, а не приличные шведские мужчины... ...лозунг «Положим конец изнасилованиям – остановим иммиграцию»... ...Но волнуют их, разумеется, не права женщин, а наличие иммигрантов в стране...»
В «Миллениуме» у Ларссона в образе насильников выведены отец Лисбет, беглый советский шпион, одновременно глава мафии, двое членом семейства Вангеров, внешне вполне благопристойные адвокат и психиатр, а также гопота из мотоклуба «Свавельшё», работающая на мафию. Женоненавистниками показаны прокурор и один из полицейских, пытающиеся «сшить» героине дело и засадить в психушку. Иммигранты в качестве злодеев у писателя не фигурируют, не считая двух сербов, которых нанимают, чтобы убить Блумквиста.
Из статьи Стига Ларссона: «Преступления совершают и шведы, и иммигранты. Жертвами преступлений становятся как шведы, так и иммигранты... ...По статистике восемь из десяти женщин – жертв домашнего насилия пострадали от руки мужчины, родившегося в Швеции...». Тут он немножко грешит против статистики, ибо вряд ли иммигрантов в Швеции двадцать процентов, так что процент насилий в их среде всё же выше. С другой стороны он прав, ибо основную часть преступлений дают местные.
Имхо, своя доля правды есть и у Ларссона, и у его оппонентов. Он пишет: «Женщины продолжают погибать. Каждый день. И ни одному культурантропологу не придет в голову изучать поведенческие рефлексы мужчин, обусловленные шведской культурой. И ни одна партия не заявит, что это национальная проблема и что ее общество должно решить в первую очередь... ...Сторонники культурантропологической модели говорят, что курдская культура, мужчины-курды (и даже женщины) – сами по себе источник насилия. А значит, бороться нужно не с насилием, а с курдской культурой. А именно это и утверждают шведские демократы и национал-демократы».
Последние- это шведские правые партии, выступающие против иммиграции. Критикуемые Ларссоном культурантропологи правы, что в среде курдов и прочих иммигрантов из мусульманских стран процент насилия по отношению к женщинам выше, чем у шведов. Но у шведов-то тоже насилие присутствует, Стиг приводит статистические данные.
В сборнике детективных рассказов «Тёмная сторона Швеции» есть сюжеты с насилием к женщинам со стороны шведов, а вот рассказ Дага Эрлунда «Что-то в его взгляде» посвящён взаимоотношениям внутри проживающей в Швеции курдской семьи. Курдская девушка падает с балкона пятого этажа и погибает. Подозрение и обвинение падает на её отца, в последний момент между ними на балконе происходила борьба.
Свидетельские показания говорят, что отец и братья держали девушку в строгости, также известно, что она встречалась со шведским юношей. То есть, возникает подозрение в распространённом среди мусульман «убийстве чести». Отец отпирается, в итоге его всё же осуждают. Подруга девушки передаёт её шведскому другу письмо, где написано, что погибшая собиралась покончить самоубийством из-за того, что отец и братья препятствуют их встречам.
Молодой человек хочет отнести письмо в полицию, ибо выходит, что отец не убивал дочь, доведение до самоубийства- другая статья. Но подруга-мусульманка, на своей шкуре знающая про отношение к женщине в мусульманским семьях, забирает письмо и уничтожает его. Мол, пусть сидит за убийство.
Другая тема, по которой Ларссон в статьях критикует правые партии- гомофобия: «Гомофобия – ненависть к гомосексуалистам, недоверие к ним – часть шведской культуры. Не только экстремисты возбуждают ненависть к геям. Обвинение в гомосексуализме – одна из самых частых причин драк на вечеринках. Обычного шведа оскорбляет и провоцирует сексуальная ориентация другого мужчины или женщины. Но одно дело, когда заурядные шведы не могут избавиться от своих сексуальных комплексов, и совсем другое, когда экстремисты выбирают себе во враги геев... ...Если в послевоенное время экстремисты ненавидели левых, рабочих, либералов, феминистов и других, то сегодня их больше всего волнуют приезжие и гомосексуалисты. В 50–60-е годы они даже не упоминали слово «гомосексуальный» в своих журналах».
Представляете? Это он про шведов так. При этом он был и маоистом, и троцкистом. Ему бы в Китае или в СССР, да хотя бы в «скрепной» России пожить. Не говоря уж об Иране и Северной Корее. Пару деньков. Чтобы левацкую дурь выбить.
Ларссон в «Миллениуме» уделяет немалое внимание половой жизни героев. Блумквист вообще трахаеццо почти со всем, что движется, лишь бы женского пола. Он гетеросексуален, об иных наклонностях информации нет. В числе его половых партнёров оказываются и две дамы из семейства Вангеров лет на 10- 15 старше его (ему сорок три года), и полицейская- бодибилдерша сантиметров на десять выше.
Лисбет Саландер бисексуальна, имеет постоянную партнёршу тайского происхождения. После первой победы над врагами спит с Блумквистом по собственной инициативе, он вроде даже пытался возражать. Похоже влюбляется в него. Но вскоре видит на улице в обнимку с главным редактором «Миллениума» Эрикой Бергер, уезжает за границу и рвёт отношения. Проживая в Гибралтаре, знакомится исключительно для траха с немецким туристом. После различных кровавых событий, во время которых общаются в Интернете, герои снова встречаются и возобновляют отношения.
С Эрикой Бергер Микаэль знаком много лет со времён учёбы в журналистской школе. Все эти годы спят друг с другом при том, что она замужем. Муж знает, но не возражает. Такие они эти шведы. Вот что Лисбет в начале трилогии, когда ей в детективном агентстве, где работала, поручили собрать материала про Блумквиста, отвечает работодателю на конкретный вопрос о его личной жизни:
«Эрика Бергер замужем за художником Грегером Бекманом — полузнаменитостью, разукрасившей общественные помещения множеством жутких картин.
— Иными словами, она ему изменяет.
— Нет. Бекман в курсе их отношений. Это m?nage ? trios,[Любовь втроем (фр.). (Прим. перев.)] которая явно устраивает всех троих. Иногда Бергер спит с Блумквистом, иногда с мужем. Какой у них там заведен порядок, я точно не знаю, но, вероятно, это явилось одной из главных причин распада брака Блумквиста с Абрахамссон».
Голливуд в фильме с Крейгом несколько изменил эту информацию, добавив устами Лисбет, что иногда Микаэль делает Эрике куннилингус. В книге есть также дополнительная подробность о половой жизни главного редактора. Ей доводилось заниматься сексом втроём с мужем и его другом, то есть, они имели её в два отверстия. После чего друг на её глазах трахал мужа.
Все эти персонажи у Ларссона положительные, борющиеся со Злом, писатель не видит в их сексуальном поведении ничего предосудительного. Взрослые люди по взаимному согласию занимаются сексом, как им нравится. И я с этим абсолютно согласен. С правом людей жить, как они хотят, не нарушая прав других людей. Не совершая насилия. Это и есть свобода. Идите на @@й со своей духовностью! И.М. Губерман приписывает своей тёще, писательнице Л.Б. Либединской из рода графьёв ТолстЫх фразу: «Лучше пять раз услышать слово жопа, чем один раз духовность».
Главными же злодеями в первой книге «Девушка с татуировкой дракона» являются отец и сын Готфрид и Мартин Вангеры. Отец Готфрида, дед Мартина Ричард- нацист и религиозный фанатик. Готфрид в детстве подвергался с его стороны избиениям и унижениям, психика оказалась нарушенной, вырос женоненавистником, антисемитом и садистом, повёрнутым на идее «божественного» возмездия, которое, по его мнению, сам и вершит.
Помимо того Готфрид насиловал обоих своих детей: Мартина, перенявшего у отца садистские наклонности и исчезнувшей сорок лет назад Харриет. Расследованием этого исчезновения адекватный представитель семейства Вангеров брат Ричарда Хенрик и поручает заняться Блумквисту.
Симпатии и антипатии писателя вполне очевидны, придерживаюсь той же точки зрения, что и он на свободу личности, в том числе свободу половой жизни. Выше написал, не укладывается у меня только, как в Стиге и Эве свободолюбие и толерантность совместились с маоизмом и троцкизмом.
Касается проблем сексуального разнообразия рассказ «Грешник проснётся с опозданием» Катарины Венстмм в сборнике «Тёмная сторона Швеции». Комиссару полиции Шарлотте Лунг предлагает встретиться мать убитого четверть века назад юноши. Это было первое дело Шарлотты, оно осталось нераскрытым. Касательно её: «Когда Шарлотту повысили в должности, все вдруг стали интересоваться ее сексуальной ориентацией. Несмотря на то что она была открытой лесбиянкой уже пятнадцать лет и что она не единственная лесбиянка в полиции. Но первая среди комиссаров. Сама она на такие вещи не обращает внимания, но и от внимания общественности не отказывается в надежде, что это поможет другим гомосексуалистам выйти из тени и перестать чувствовать себя отверженными».
Ближе к концу рассказа выясняется, что мать юноши, теперь уже пожилая женщина Ловиса приняла долгоиграющий яд (Шарлотта вызывает скорую, но та не успевает), а муж уехал за границу. Он и убил сына. Ловиса называет причину:
«– Я все решила год назад. Решила рассказать. Когда прочитала о вас в газетах. Я не понимала, что вы были… Что вы есть… То есть вы были такая симпатичная, совсем не похожа на ту, кто встречается с женщинами…
...Ловиса с неизвестно откуда взявшейся силой сжала руку Шарлотты и заглянула ей в глаза:
– Вы должны понять. Мы с мужем ненавидим гомосексуалистов. Это грех. Это кощунство над природой. Бог обрушит свой гнев на тех, кто живет в грехе, на тех, кто думает, что любовь возможна не только между мужчиной и женщиной. Если мужчина возляжет с мужчиной как с женщиной, оба они совершают мерзость… Наш сын… единственный сын… урод… чудовище… исчадие ада…
...Одна часть ее хочет нагнуться к Ловисе и закатить ей пощечину. Звонкую пощечину. Чертова старуха. Убить собственного сына… Защищать мужа-убийцу… И все из-за религии… Как же она зла! Шарлотта не верит в эту библейскую чушь. Это всего лишь слова. Но почему-то некоторые воспринимают их как законы, которым нужно подчиняться. Беспрекословно»
* * *
Стиг Ларссон состоял в рядах образованной в 1971 году Социалистической партии, являвшейся секцией Четвёртого интернационала, стоявшей на позициях марксизма, троцкизма, феминизма и экосоциализма, до 1987 года. Потом вышел, как пишет Ева, из-за диссонанса между пропагандируемыми идеями и реальной практикой социализма.
То есть, на позициях феминизма и экосоциализма (превед от Греты Тунберг) он остался, отказавшись от марксизма и троцкизма. Повзрослел, больше о жизни узнал, лишняя левизна выветрилась. Кроме того уже при Горбачёве проехал из Москвы в Китай на поезде по Транссибирской магистрали. Заметки об этой поездке тоже вошли в книгу «Неизвестный Стиг Ларссон». Недоброжелательства в них нет, но критика и ирония присутствуют.
Некоторая аналогия с Ларссоном. После событий 1968 года в Чехословакии некоторые европейские коммунистические партии (испанская, итальянская, британская) стали отдаляться от КПСС. Если при Ильиче Втором построенная в СССР система получила название «развитОй социализм», то в европейском левом течении, именуемом еврокоммунизмом, советский строй несколько презрительно называли «реальным социализмом».
На всякий случай. Для точности. До той Социалистической партии, в которой состоял Ларссон, в Швеции в 1929- 1948 г.г. существовала Социалистическая партия Швеции, до 1934 г. называвшаяся Коммунистической. В конце тридцатых партия стала раскалываться, часть членов образовали Левую социалистическую партию, часть перешла к сотрудничеству с нацистами, что хорошо согласуется с мнением нобелевского лауреата Фридриха Августа фон Хайека, высказанным в книге «Дорога к рабству» об идеологической близости течений, называемых им коллективизмом.
Лидирующие позиции в Швеции уже чуть ли не век занимает созданная аж в 1889 году Социал-демократическая рабочая партия Швеции. У неё был беспрецедентно длительный период правления с 1932 по 1976 г.г. с кратковременным перерывом в 1936 году. Поражение в 1976 году партия потерпела после написанной её же членом Астрид Линдгрен сказки «Помперипосса из Монисмании».
Благодаря правлению этой партии, идеологически близкой бернштейнианству, возникло понятие шведский социализм, хотя это не социализм, а социальное государство. То есть, основанная на частной собственности рыночная экономика с перераспределением через налоги прибыли в пользу менее защищённых слоёв населения. Шведские социал-демократы отвергли идеи Маркса ещё в двадцатые годы двадцатого века, объявив, что их идеология основана на гуманизме и идеях Просвещения.
* * *
Стиг Ларссон умер 9 ноября 2004 года в 50 лет, поднявшись пешком в свой офис на седьмой этаж пешком по причине неработавшего лифта. Поскольку с Эвой Габриэльссон он состоял в гражданском браке, никаких прав на его произведения по шведским законам не получила. Брак же они не заключали, т.к. неоднократно получали угрозы от правых организаций за свою деятельность.
Будучи, как и Стиг феминистом, считаю подобное легкомысленностью с его стороны. Если ты живёшь с женщиной тридцать лет, надо продумывать варианты взаимного наследования. Что стоило написать завещание... А так права перешли к отцу и брату Стига, с которыми он мало общался, и к издательству Норстедтс. Издательство и заключило с Лагеркранцем договор на продолжение темы с Блумквистом и Саландер.
C 2009 года в Швеции ежегодно вручается премия имени Стига Ларссона – за продвижение ценностей демократии и борьбу за права человека. В 2013 году лауреатом стала российский математик и правозащитник Светлана Ганнушкина.
* * *
Ну, и... Рекомендую прочитать книги, а можно и фильмы посмотреть. Хотя в фильмах, что шведских, что голливудском, опущены многие сюжетные линии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий