ЧАСТЬ 1
Тема немытой Европы весьма популярна в
Интернете. Главный тезис- в средние века в Европе не мылись. Вообще. А на Руси
издревле народ мылся в банях. Иногда ссылаются на приведённые в «Повести
временных лет» слова якобы апостола Андрея, опять же якобы посещавшего Новгород,
о распространённости бань среди славян.
Заметим, Андрей жил в первом веке, а
археология свидетельствует о появлении словен близ Ильменя в пятом. Слова же
Андрея о моющихся в банях славянах были внесены в «Повесть…» по указанию Владимира
Мономаха в двенадцатом.
К Европе перейду ниже, немного о
соотечественниках. О банях. Не знаю, как оно там было в первом веке, пятом,
двенадцатом, только в двадцатом довелось мне несколько раз посещать
«историческую родину»- Орловскую область. Откуда отец родом.
Вокруг деревни, являвшейся центральной
усадьбой совхоза, в радиусе нескольких километров разбросаны другие деревни,
относившиеся к совхозу. Почтовое отделение, магазин, клуб, школа, общественная
баня только в центральной усадьбе. И. Частных бань не было ни у кого. Вообще не
было.
Чтобы народ часто ходил в баню, не
замечал. Как мылись, не знаю, летом в речке купались, хотя по моим понятиям
речка под названием Крома (опера «Борис Годунов», сцена в Кромах- это те самые)
не речка, а ручей, но летом устанавливали запруду. За блох не буду, но вши у
аборигенов распространены были изрядно. Это двадцатый век, Гагарин уже в космос
слетал…
Чего там говорить о банях, если бабка с
тёткой до 1966 года жили в хате мазанке с земляным полом. Справедливости ради,
Орловщина- это уже лесостепь, русские же бани с парилками более распространены
в лесной местности, где, во-первых, есть дерево для обшивки изнутри, во-вторых,
дрова, чтобы топить.
И
тип бани с парилкой, представляющей собой небольшое жарко протапливаемое
помещение, обшитое изнутри деревом, возник у северных народов- северных славян,
финнов. По названной причине- наличие дров для отопления. А ещё потому, что
холодно зимой. В Европе с её бесснежными зимами и плюсовой температурой
необходимости в высокотемпературных парилках просто не было. А как там
мылись- ниже.
В нескольких остановках электричкой от
пригорода Санкт-Петербурга (ранее Ленинграда), где я проживаю, находится садоводство,
там в семидесятые давали пресловутые шесть соток работникам моего предприятия.
Съездил как-то туда в девяностом. Может, у кого и были тогда свои бани, но не
видел.
Срубы бань для садовых участков стали
появляться, как раз в девяностые, когда, во-первых, появилось предложение, то
есть частный бизнес стал заниматься деревянным строительством, во-вторых, у
отдельных граждан стало больше денег, они перестали сажать на своих шести
сотках картошку, зато меняли одноэтажные домики на двухэтажные, устраивали цветники,
газоны и строили бани. Сейчас бани на садовых участках вполне распространены.
До шестидесятого я с родителями жил на
Фонтанке в доме дореволюционной постройки, где ванной комнаты не было, поэтому
ходили в баню. Переехав в «сталинский» дом, где ванна уже была, какое-то время
продолжали ходить в баню, после перестали. Посещать вновь баню стал уже в
студенческом возрасте, но это, имея ввиду не помыться, а релаксироваться, пивка
попить и т.д.
По выходным в общественных банях, несмотря
на наличие почти у всех жителей пригорода Ленинграда ванн с душем, были
очереди. Преимущественно в мужские отделения. Но ходили туда не то, чтобы мыться,
а пиво или водку пить. См. художественный фильм «Ирония судьбы или с лёгким
паром».
В девяностые общественные бани, желавшие
выжить, расширили сервис, организовали
отдельные кабинеты для пар и групп. Паспортов, разумеется, не спрашивали, мол,
не советская власть. Но со временем часть бань всё равно умерла, поскольку
появились фитнес-центры с саунами при них и просто небольшие сауны…
Как обстояло дело с гигиеной в России
девятнадцатого- двадцатого веков ещё коснусь…
* * *
Тему помывки решил поднять в связи с тем,
что в Макспарке, где доводится ошиваться, время от времени один из представителей местного паноптикума ни с того ни с сего по любому поводу
выкладывает иллюстрации с комментарием: а вот в Европе не мылись. И других публикаций
на тему немытой Европы в Интернете немерено.
Ну, вообще-то, по уму надо сравниваться не
со средневековой Европой. Нисколько не сомневаюсь, что в России двадцать
первого века дело с гигиеной обстоит лучше, чем во Франции семнадцатого. Только
надо сравнивать здесь и сейчас. Например, отъехав несколько километров из
российского Светогорска в финскую Иматру. Или из российского Никеля в
норвежский Киркенес. И почувствовать разницу. И про чистоту, и про сервис, и
про доброжелательность аборигенов…
Но раз речь идёт о средних веках, будем о
них. Упомянутый сабж, которому не даёт покоя чистота жителей средневековой
Европы (о чём ниже), запостил вот такую фотографию, с вопросом: «А что делает эта дама?»:
Я позволил себе вырезать из картины её
интимную часть, ту, которой она, собственно, и делает. У меня, как любого
здравомыслящего человека, не вызывает никаких сомнений, какое действие
совершает сия дама. Но. Интернет полон людей с идиотическим сознанием. Поэтому
предлагаю желающим придумать максимально идиотский вариант ответа на заданный
вопрос.
Так вот. Упомянутый макспарковец
полагает, что женщина ловит блох и кидает их в посудину, которую держит правой
рукой. Заметим, левой она держит юбку (платье). Чем в таком случае она ловит,
автор версии не поясняет. Мне помимо vagina dentata в
голову ничего не приходит…
А название картины на французском «La
Toilette intime (Une Femme qui pisse)». Автор Франсуа Буше, написана в 1760
году. Есть вопросы? Pisse оно и в Африке pisse…
* * *
Чуть в сторону от темы. Гуляет в Интернете
письмо французской королевы Анны Киевской своему папе Ярославу, киевскому князю, носившему прозвища Хромой (среди
соотечественников), Скупой (так звали наёмники варяги), Мудрый (это уже
Карамзин в девятнадцатом веке).
Письмо потрясающее, по стилистике в духе
нюхающего портянку старика Ромуальдыча («Индо
взопрели озимые, рассупонилось…») и Ваньки Жукова («Милый дедушка, Константин Макарыч…»): «Здравствуй, разлюбезный
мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна
Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И кудЫ ж ты меня,
грешную, заслал?..»
Это ж галимый стёб! Авторы,
небось, ржунимагут от #удаков, воспринимающих написанное всерьёз, неспособных
отличить Гоголя от Гегеля, Бабеля от Бебеля, а Эдиту Пьеху от Идиты На###...
И фамилий в одиннадцатом веке не было,
термин Рюриковичи же от Игоря (Ингвара) Старого до царя Фёдора Иоанновича означал
принадлежность к роду, но никогда ни у кого, ни в каких титулах не писался.
Фраза в письме «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви
безобразны и нравы ужасны» является прямым переводом цитаты из книги Мориса
Дрюона «Париж от Цезаря до Людовика Святого», написанной в шестидесятые годы
двадцатого века. То есть Дрюон приписывает эти слова (и только эти)
действительно Анне Киевской, но кроме самого писателя, талоны на четырёхтомник
которого в восьмидесятые годы в СССР выдавали за сданные 20 кг макулатуры за
каждый том, этой цитаты больше нигде нет.
По мнению якобы Анны, французы глупы,
поскольку не знают печек, а пользуются каминами. Однако, жители многих стран и
в наше время, зная и печки, и камины, пользуются именно каминами. Включая
состоятельных российских граждан, устраивающих последние в своих коттеджах на
Рублёвке и иных местах.
Возмущает дочь Ярослава и употребление не
простонародьем, а знатными французами в пищу лягушек. Однако, есть этих
земноводных французы стали со времён столетней войны пятнадцатого века,
изысканным же блюдом аристократов они стали веке в девятнадцатом.
Другой упрёк французам, мол, те «вилок
венецейских» не знают. Вилки в Париж действительно пришли из Венеции.
Насчёт веков разброс от одиннадцатого до шестнадцатого. А вот в Москву (по
поводу Киева информации нет) вилку привезла Марина Мнишек в 1606 году. До этого
такой девайс был неизвестен.
Ну, и… В Интернете высказано мнение, что
«письмо действительно выглядит как
коллективное сочинение десятерых студентов Литинститута (который я имел честь
заканчивать) где-то на кухне в общаге на Добролюбова». Добавлю. При этом
они употребляли алкогольные напитки и от души хохотали над #удаками, которые,
читая этот опус, будут принимать его за чистую монету.
* * *
Персонально среди коронованных особ
грязнуль упоминают Изабеллу Кастильскую (1451- 1504) и Людовика Четырнадцатого
(1638- 1715).
Комментариев нет:
Отправить комментарий