ЧАСТЬ 2
Изабелла личность в истории заметная.
Именно, благодаря её династическому браку с Фердинандом Арагонским образовалось
королевство Испания. И событий за годы правления произошло немало. Духовник
Изабеллы Томас Торквемада учредил священную инквизицию, снаряжённая на деньги
правящей четы экспедиция Кристобаля Колона (Христофора Колумба) открыла Америку,
по Альгамбрскому декрету из Испании были изгнаны евреи.
И в её правление закончилась длившаяся
почти восемь веков реконкиста- отвоёвывание Иберийского полуострова от арабов.
Последним оплотом арабов была Гранада…
Да. Именно Гранада. Видимо, в этой
«волости» персонаж песни Михаила Светлова хотел «…землю в Гренаде крестьянам отдать… Гренадская волость в Испании
есть…».
Гренада же- небольшое островное
государство в Карибском море, получившее известность тем, что осенью 1983 года
там высадился американский десант и сверг левое прокубинское правительство. В
подробности вдаваться не буду, советская пресса пролила немало горьких слёз на
эту тему. Помимо прочего дала возможность переключить тему со сбитого парой
месяцев ранее южнокорейского Боинга. Десант на Гренаде вспоминают «плохие»
американские спецназовцы в фильме «Крепкий орешек-2».
Так вот. В результате многомесячной осады
2 января 1492 года последний оплот арабов на Иберийском полуострове город
Гранада капитулировал перед войсками королевства Леон и Кастилия (будущая
Испания). Во время многомесячной осады Изабелла действительно дала обет не
мыться, пока крепость не падёт.
Ну, то есть, она не мылась несколько
месяцев не потому, что была такая нечистоплотная, а просто потому, что
религиозная дура. В православии подобное «умервщление плоти» также было весьма
распространено.
А вот заставив арабов капитулировать,
Изабелла с облегчением вздохнула и с удовольствием помылась. По легенде в
память о «королевском омовении» испанцы наладили выпуск «кастильского» мыла из
оливкового масла и золы местных трав. Мыло быстро распространилось по Европе,
поскольку было белым, а не бурым, как ранее выпускавшиеся.
* * *
Теперь про Людовика Четырнадцатого. Кто
запустил в Сеть «пулю», что он не мылся, смердел и прочее установить
невозможно, также, как насчёт письма Анны Киевской папе из Парижа в стиле
Ваньки Жукова и нюхающего портянку старика Ромуальдыча. Воспоминаний
современников о «Короле Солнце» немерено, подобного ни у кого нет.
Людовик Четырнадцатый это уже
семнадцатый- восемнадцатый век, письменных источников более, чем достаточно.
Пишут о его доброжелательном отношении к слугам, например. И о гигиене короля
также есть воспоминания.
Герцог Сен-Симон пишет, что каждое утро
тело короля растирали лосьоном из роз, затем насухо вытирали полотенцем и
меняли рубашку. Слуги мыли ему руки смесью воды и вина (дезинфекция, между
прочим). Гардероб он полностью, вплоть до нижнего белья менял три- четыре раза
в день. При каждом переодевании тело протирали спиртовым лосьоном из лаванды
или роз.
Протирание такими лосьонами было
распространено среди французской знати. У кого денег на лосьоны не хватало,
обтирались влажными полотенцами. Пользовались тазами и другими подобными
ёмкостями, мылись по частям.
Во времена Людовика Четырнадцатого в
Версале была только одна стационарная ванны для него самого. Мраморная ванна
Людовика на снимке. Но переносных ванн было около сотни. Король принимал ванны
ради релакса, а также для интима с дамами. Летом любил купаться в реке.
В Версале был большой штат прачек,
стиравших бельё для обитателей. Известно имя личной прачки Людовика
Четырнадцатого- Marguerite Néret. С
дочерью Катрин она стирала нижнее бельё монарха. Прачечные размещались не в
Версале, а окрестностях. Королевские прачки занимали два помещения, в одном из которых стояли котлы для замачивания
белья в щёлоке, от него оно получалось белоснежным.
Кстати, именно белизна белья в те годы
являлась критерием чистоты, этому уделялось большое внимание.
Король очень любил девственниц, которых к
нему нередко приводили их матери, с тем, чтобы они смогли сделать карьеру при
дворе. Так перед свиданием обязательным условием было, чтобы девушка приняла
ванну, запаха немытого тела Людовик не выносил.
Эпизод из биографии его матушки, Анны
Австрийской, увековеченной Александром Дюма. Той самой, что дарила герцогу Бэкингему
бриллиантовые подвески… В 1648 году в Париже случились антиправительственные
выступления, так называемая Фронда. Анна как раз была регентшей при малолетнем
Людовике.
Ввиду волнений была вынуждена бежать из
Парижа в Сен-Жермен, оставив во дворце все личные вещи, включая ларцы с бельём.
От чего по её воспоминаниям очень страдала, две оставшиеся рубашки- дневную и
ночную стирали ежедневно.
Также, согласно воспоминаниям, супруг
Анны и отец Людовика Четырнадцатого Людовик Тринадцатый принимал ванны
ежедневно.
Перед французской революцией в конце
восемнадцатого века в Версале было около семисот ванн.
Есть также упоминания о большой
чистоплотности английской королевы Елизаветы Первой, именно для неё ещё в
шестнадцатом веке был изготовлен первый унитаз, из-за сложности и дороговизны тогда
не получивший распространения.
То есть, это всё к тому, что легенды о
нечистоплотности царственных особ средневековой Европы сильно недостоверны.
* * *
А как обстояло дело с массовыми
помывками? Известно, что в Древнем Риме были и канализация, и бани- термы,
куда, как и в знаменитом новогоднем советском фильме ходили не только мыться.
А, мол, потом варвары захватили Рим и наступили тёмные века. Века с шестого по
десятый. Считается, термин придумал в четырнадцатом веке Франческо Петрарка.
При множестве тараканов в теориях Фоменко
и Носовского рациональные мысли в них всё же есть. В том смысле, что вся
античность вдруг появляется разом и не где-нибудь, а во Флоренции четырнадцатого
века (т.е., где и когда жил Петрарка) на Малой Арнаутской улице. И по поводу
того, что создатель современной хронологии Скалигер большой фантазёр и
мошенник.
Письменных источников о тёмных веках
действительно очень мало. А вот более поздняя история уже более- менее описана.
Первый централизованный водопровод в Париже возник в двенадцатом веке, век
спустя в Лондоне, в пятнадцатом веке в Германии. Однако, похожий на современный
водопровод возник в Европе во время промышленной революции восемнадцатого века.
Хотя выплёскивание содержимого ночных
горшков на улицу из окна в европейских городах действительно было
распространённым явлением. А кто сказал, что в России было иначе? А если иначе,
то как?
Насчёт мытья. В Валенсийском кодексе
тринадцатого века есть такая цитата: «Мужчины
пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в
понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье». То есть.
Во-первых, есть общественные бани, во-вторых, власть старается как-то
регулировать их деятельность, чтобы не допустить, скажем, промискуитета. Там же
установлена максимальная плата за посещение бани и указано, что со слуг она не
взимается.
К концу того же тринадцатого века в
Париже было около тридцати общественных бань. Существовал устав банщиков,
регулировавший деятельность бань. Джованни Бокаччо, четырнадцатый век,
описывает посещение бани молодыми аристократами: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою
служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната
была очень темна, чем каждый из них был доволен…»
Многие в те годы мылись в домашних
условия в деревянных кадушках.
Фреска Мемо ди Филипуччо «Супружеская
ванна», 1320 год. На Руси в это время уже существует живопись, но строго на
религиозные темы. Только иконы и фрески. А вот в Европе художники уже пишут
картины на светские темы.
А здесь что-то вроде помывки детей. Пока
женщина, кто она там, мать или служанка, моет одного, остальные резвятся.
Ещё две картины той эпохи:
Картина четырнадцатого века.
Фреска публичная баня во Франции, 1470
год.
Из той же серии. Картины сходны по сюжету, видно, что люди
ходят в баню не только мыться…
Две картины Альбрехта Дюрера 1496 и 1505
годов, соответственно, мужская баня и женская баня.
Картина Ганса Бока, Швейцария, 1587 год.
Тут присутствуют и мужчины, и женщины. Судя по изображению, бассейн открытый,
на заднем плане зрители и пейзаж местности. Можно предположить, что это
термальный источник, которых не так уж мало в Европе. Например, Баден располагал не менее, чем тремя
десятками общественных бань, основанных на термальных источниках.
К этой эпохе относится возникновение
протестантской церкви с её пуританизмом и кальвинизмом. Если католическая как-то
сквозь пальцы смотрела на такое банное б###ство, протестанты стали бороться за
чистоту нравов. Возможно, это привело к какому-то временному ухудшению гигиенической
обстановки, но, во-первых, на непродолжительное время, во-вторых, только в
протестантских странах.
Наряду с церковью, удар по общественным
баням нанесла также эпидемия чумы в начале шестнадцатого века, болезнь
распространялась при большом скоплении людей. Но это вовсе не означает, что в
Европе перестали мыться.
Можно привести высказывание писателя и
философа Мишеля де Монтеня (1533 - 1592): «Я не могу выносить запах своего
собственного пота. Я не могу отказаться от смены рубашки, как не могу
отказаться от других таких же важных для меня вещей – перчаток, умывания по
утрам и после еды, балдахина над моей кроватью».
Французский историк Фернан Бродель (1902-
1985) в своей книге «Структуры повседневности: возможное и невозможное»
описал
материальную цивилизацию пятнадцатого- восемнадцатого веков. Вот что он пишет
по поводу бань:
«Бани,
давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе — как частные,
так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и
лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью
обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же
естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все
классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц
и заведений питейных.
А что
касается зажиточных домов, то все они располагали «мыльнями» в полуподвалах;
тут находились парильня и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках,
обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна,
которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476 г.)
ее обнаружили в герцогском лагере».
Ещё несколько картин на тему мытья в
средневековой Европе:
Дама в ванной, Франсуа Клувэ, 1571 год.
Вирсавия в купальне, Рембрандт, 1654 год.
Мытьё ног, Хенри Боннарт, семнадцатый
век.
Купание придворных дам в восемнадцатом
веке, Франсуа Фламенг.
* * *
Подобных картин множество. Есть картины
дам, сидящих на биде (маленькая лошадка в переводе с французского). Биде,
унитазы, зубная паста появились в Европе в семнадцатом- восемнадцатом веке, в
Россию пришли оттуда гораздо позже. Я уж не буду за то, что про такие девайсы,
как гигиенические тампоны и прокладки российские женщины узнали в 1992 году с
началом реформ Гайдара.
* * *
Ну, и?.. А что же всё-таки делает эта
дама на картине Джузеппе Мария Креспи 1720- 25 года? Таки она именно ловит
блох. Какая радость для российского патриота, а… Кстати, это не единственная
картина автора на данную тему. Приведённая картина выставлена в Лувре, а
похожая есть и в Эрмитаже.
То есть. Мыться-то мылись, а вши и блохи
всё равно были. И блохоловки специальные, чтобы ловить существовали. Если
последних не было на Руси, сие не означает, что не было блох и вшей. Они и
сейчас есть. Но про Русь ниже. Видимо, на этих насекомых у нас обращали куда
меньше внимания, чем в Европе.
Попытка оставить камент с другого моего аккаунта.
ОтветитьУдалитьА то пишут, что не удаётся.
Вроде получилось...
ОтветитьУдалить