четверг, 20 апреля 2017 г.

День в истории. 21 апреля 1989 года

       21 апреля 1989 года на площади (майдане по-украински) собрались около ста тысяч студентов, что было вызвано кончиной 15 апреля бывшего Генерального секретаря ЦК КПК Ху Яобана (Hu Yaobang).
       Ну, транскрипция с китайского на английский, а оттуда на русский вообще дело интересное. В девяностые в фильме про Бонда в русском переводе постоянно упоминали загадочный город Бейджин, не удосужившись сообщить зрителям, где он находится. Таки Бейджин это и есть Пекин, столица поднебесной, где и располагается площадь Тяньаньмэнь.
       На этом снимке площади, сделанном в начале 2016 года мой друг Витя С., упоминавшийся мною в рассказе «Сочинение «Зимний день». Мы с ним учились в одном классе и одной группе института, по сей день он работает по специальности в фирме «Ядерные контейнеры». По этим контейнерным делам он в Китай и ездил.
      Так, ну,  и к событиям апреля- июня восемьдесят девятого. Сперва предыстория. В семьдесят шестом помер Мао, началась «борьба бульдогов под ковром» ©. Сперва Хуа Гофэн сажает «банду четырёх» во главе с вдовой Мао Цзян Цин. Но внутри- и внешнеполитический курс не меняет, продолжает ту же линию Мао.
      Потом происходит усиление ранее отстранённого от должностей Дэн Сяопина, с годами ставшего прагматиком. Если в пятидесятые он коммуны в деревне насаждал и причастен к разным кампаниям типа «большого скачка» и борьбе с воробьями, с годами стал понимать, что без личного интереса в экономике никуда.
     Хотя цитата о кошках датирована 1961 годом. Значит, и тогда понимал. И начинаются китайские экономические реформы, внедрение в плановую экономику рыночных основ, и разрешение частного бизнеса, но при сохранении власти за коммунистической партией.
     Нечто подобное затевали в СССР в середине семидесятых, так называемые реформы Косыгина, они вполне удачно стартовали, восьмая пятилетка была самой успешной в советской эпохе, но потом Брежнев с Сусловым и война Судного дня реформы похоронили. Подробнее «Краткий курс экономической истории СССР».
     Хуа Гофэна Дэну удалось победить, рыночные реформы пошли, разрешена частная собственность, в прибрежных зонах стали создавать экспортно ориентированные свободные экономические зоны. Генсеком выбирают вышеупомянутого Ху Яобана.
     Но! Когда в стране, испокон веков строившейся вокруг «вертикали власти», появляются сытые, а к тому же ещё и образованные люди… Нормальный капитализм- это и есть путь к сытости. В нищей и голодной стране сперва должны появиться богатые люди, потом за счёт разумного… а, ох, как трудно найти эту разумность, то есть, приемлемый и для страны, и для бизнеса уровень налогов… за счёт разумного налогообложения будет богатеть государство, и появится возможность помогать той части населения, которая не может обеспечить себя сама.
     Когда появляются богатые и образованные, они начинают хотеть чего-то бОльшего, чем просто сытость. А тут ещё свободные экономические зоны, в которые начинают приезжать бизнесмены из стран европейской цивилизации, которая не только Европа, а китайские предприниматели начинают ездить к ним и видеть воочию, как там всё устроено и живут люди…
     В общем, начинает проникать буржуазная зараза. Власть же, разрешив гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, помимо экономических свобод других вводить не желает. То есть свободу слова, конкурентные выборы- ничего этого КПК не хочет. А сытые и образованные хотят.
     Ставший в восемьдесят втором генсеком ЦК КПК Ху Яобан рассматривался преемником Дэн Сяопина. Но именно с ним сытые и образованные стали связывать надежды на бОльшую либерализацию внутренней политики, нежели просто разрешение частного бизнеса.
     В 1986 году в стране начинаются выступления студентов и интеллигенции против коррупции в руководстве страны и партии и с требованиями демократических преобразований. Началось в Китайском политехническом университете, перекинулось в Пекин, Шанхай, другие города.
     Вертикаль власти и коррупция друг без друга не ходят. Особенно в случае, если вертикаль пытаются сочетать с рыночной экономикой. Если от чиновника зависит решение того или иного вопроса, самый простой и логичный выход для предпринимателя- дать чиновнику на лапу. Это тоже рыночное решение. Коррупции нет там, где давать не за что.
     Ху Яобан поддерживал требования студентов и интеллигенции, что очень не нравилось другим партийцам. Опять же после «борьбы бульдогов под ковром» © под давлением Дэн Сяопина Ху Яобана снимают с поста генсека, хотя в Политбюро он остаётся. После событий 1989 года его имя вообще пытались подвергнуть забвению, запрещалось упоминать его в прессе, в Интернете блокировались статьи с упоминанием о нём.
     Лишь в 2015 году к столетию со дня рождения появились упоминания о нём в блогах, его называют «китайским Горбачёвым». В положительном контексте. В мире вообще отношение к Михаилу Сергеевичу весьма положительное, он отодвинул мир от ядерной катастрофы, прекратил «холодную войну». К сожалению, из-за подростковых комплексов мелкого пацана, жившего неподалёку от Лиговского проспекта, оная начинается вновь.
     После снятия Ху Яобана с поста генсека началась кампания против «буржуазной либерализации». Смерть его 15 апреля 1989 года вновь всколыхнула общество. Началось с митинга его памяти, но вновь стали выдвигаться политические требования.
      Есть точка зрения, что выступления были не за демократизацию, а против коррупции в высших эшелонах власти. Так это по сути одно и то же. Демократия, свобода слова, прозрачность ведут к тому, что брать становится сложнее.
     26 апреля «Жэньминь Жибао» публикует статью о «кучке людей, пытающихся ввергнуть страну в хаос». При том, что на площади сто тысяч человек. Тут уже выходят на площадь и рабочие, число протестующих доходит до полумиллиона. Рабочие протестуют именно против коррупции, им мысль о том, что демократия и отсутствие коррупции вещи взаимосвязанные недоступна.
     Генсек ЦК КПК Чжао Цзыян выступает за переговоры с демонстрантами, по его словам, студенты выступают за то же, что и сама власть- за демократию и борьбу с коррупцией. Чжао Цзыян в значительной мере был единомышленником Ху Яобана, многие преобразования они задумывали вместе. Но такое развитие событий не устраивало консерваторов во власти во главе с Ли Пэном.
     По требованию Чжао Цзыяна пресса и телевидение озвучивала требования демонстрантов, разбивших на площади палаточный лагерь… Однако… А как там с гигиеной было, вот вопрос…
     С 15 по 18 мая с визитом в КНР находился Горбачёв, встречался и с Чжао Цзыяном, и с Дэн Сяопином. В беседе с Горбачёвым Чжао Цзыян признал, что фактически последнее слово в принятии важных решений в Китае принадлежит Дэн Сяопину. На следующий день после отъезда Горбачёва в резиденции Дэна собирается Политбюро, где принимается решение о введении военного положения. Единственный голос против Чжао Цзыяна.
     19 мая он выступает перед демонстрантами на площади, призывая их разойтись, иначе армия применит силу. Это выступление транслируется по телевидению. После чего его снимают со всех постов и помещают под домашний арест. Генсеком становится Цзян Цзэминь.
     Считается, что к этому времени на площади около миллиона человек, студентов среди них меньшинство. Много приехавших из провинции крестьян, безработных. Уровень жизни в Китае той поры весьма низкий. Да и сейчас он в целом по стране, если не брать мегаполисы и прибрежные зоны, невысок.
     3 июня невооружённые войска пытаются войти на площадь, но демонстранты их оттесняют. Вечером того же дня в город входят войска с танками, встретившие вооружённое сопротивление. Широко использовались бутылки с зажигательной смесью. Армия открыла огонь на поражение…
     В Москве 25 мая начал работу Съезд народных депутатов, впервые за советскую историю избранных почти демократическим способом. То есть, в мегаполисах активным гражданам удалось преодолеть сопротивление властей и провести своих кандидатов. Но об этом как-нибудь в другой раз. На съезде академик Сахаров требует принять декларацию, осуждающую применение силы в Китае, но большинство его не поддерживает.
    Число погибших называют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, многим участникам удалось бежать в Гонконг, многих посадили. С демократией в Китае на этом было покончено. Хотя экономические реформы продолжились.
     О сегодняшней экономике Китая надо говорить отдельно, за счёт многочисленности населения стране удалось наладить массовое производство самой разнообразной продукции, в основном, на западном оборудовании по западным технологиям. Даже офис считающейся чисто китайской фирмы «Lenovo» располагается в США…

1 комментарий:

  1. Есть такая точка зрения, что Китай израсходовал потенциал, который содержится в жгучем желании нищих крестьян уехать в город, на то, чтобы стать мировой экономикой. Пусть даже однобокой и неполноценной.
    Тот же самый потенциал СССР на полвека раньше израсходовал на так называемую индустриализацию, а фактически - на создание чудовищного ВПК, который больше не умеет ничего.
    Вот и решайте, кто более грамотно распорядился тем, что можно израсходовать только один раз.

    ОтветитьУдалить