четверг, 30 июня 2016 г.

Мария Захарова, американские шпионы и Макс Отто фон...

       Из новостной ленты камент от ньюсмейкера российского МИДа Захаровой:
       "В ночь на 6 июня к посольскому комплексу США в Москве подъехало такси, из которого выскочил неизвестный мужчина в низко надвинутой на лицо шапке и бросился к проходной. Дежуривший там российский полицейский хотел проверить документы подозрительного человека, чтобы убедиться в отсутствии угрозы для дипломатического представительства, но тот, вместо предъявления удостоверения, ударил постового локтем в лицо. В возникшей потасовке незнакомец оттолкнул сотрудника охраны и скрылся в Посольстве".
      В тему вспоминается произведение Даниила Гранина "Зубр" об учёном Тимофееве-Ресовском, волею судеб оказавшемся после начала войны в Германии, и спокойно там жившем, разгуливавшем пьяным по Берлину и оравшем песни на русском языке...
      Ну, и... Штирлиц шёл по Берлину с волочившимся за спиной парашютом (да, блин, через "ю", а через "у" пусть Путин с Захаровой пишут) и бил по морде встречных полицейских и сотрудников гестапо в штатском... 

четверг, 23 июня 2016 г.

Справедливость или эффективность. Часть 2

         В НАЧАЛО
         Но. Система дистрибуции работает там, где есть, что распределять. Где, во-первых, произведён полезный товар, потребителем за деньги куплен, если товар не покупают, нех его и производить, а предпринимателем с прибыли уплачены налоги. Нет налогов- нечего и делить.
         Во времена великого и могучего Советского Союза, страны ракет и енисеев, очередей, неровных дорог и грязных общественных туалетов, собственность в нём считалась общенародной. То есть не частной. А вообще-то ничьей. В соответствии с поговоркой:
         Распоряжался этой собственностью не какой-то мифический «общенарод», а фактические владельцы- верхушка КПСС. Они назначали управленцев на все предприятия страны. При этом целью экономической деятельности было не получение прибыли, как в странах с ровными дорогами и чистыми туалетами, а выполнение плана.
         Плановая советская экономика работала на проедание. Даже хлынувший после войны Судного дня 1973 года поток нефтедолларов никак не помог. Колбаса продавалась только в мегаполисах, да и то не везде и не всегда, причём с обязательным атрибутом социализма- очередью («В очередь, сволочи, в очередь…» ©), ВПК же денег не считал, «…мы за ценой не постоим…» ©. В 1985 году цены на нефть обвалились, вскоре за ними и СССР
         Реформаторы девяностых вполне логично предполагали, что лучше, если собственность будет принадлежать хоть кому-то, чем никому вообще. Ну, простая мысль, доступная подавляющему большинству в странах с тысячами сортов колбасы и пива:
         Противоположный вариант «Гудит, как улей…», см. выше. Собственник стремится к прибыли, с прибыли платятся налоги, с них есть возможность решать не только военно-фаллометрические, но и социальные задачи. Медицину развивать, образование, культуру, слабым помогать… Коммутативная справедливость создаёт возможности для дистрибутивной.
         Поэтому приватизацию проводили достаточно быстро, вскоре после либерализации цен, в результате которой исчез присущий советской системе дефицит всего и вся. Появилось всё, но за деньги.
         Приватизация была сперва ваучерная, потом, уже в середине девяностых залоговые аукционы. Безусловно, сегодня, в условиях всеобщей интернетизации, провести ваучерную было бы намного проще, выложить в Сети список предприятий, предоставив возможность каждому вложить свой ваучер.
         В девяностые же у меня, жителя С.-Петербурга, не было никакой возможности вложить ваучер, например, в «Пермнефтеоргсинтез». Процесс приватизации был растянут более, чем на год, информация об аукционах публиковалась, в основном, в местной прессе. Мне всё же удалось отследить информацию о чековом аукционе предприятия, которое интересовало, я вложил в него ваучеры, получал в течение ряда лет (уже в нулевые) дивиденды, в 2012 году, когда грядущий крах российской экономики был для меня очевиден, продал акции по неплохой цене.
         Это я к тому, что не считаю ваучерную приватизацию абсолютным кидаловом. Да, в чём-то мне и повезло, но, повторюсь, я внимательно отслеживал в прессе объявления о чековых аукционах, знал, куда хочу вложить ваучер, когда объявление появилось, пошёл и вложил.
         Инвестиционные фонды для населения, безусловно, были кидаловом, но свою положительную роль для экономики в целом они сыграли, саккумулировали ваучеры, предприятия перешли в руки реальных собственников, которые вместо выполнения плана стали стремиться к получению прибыли. Что, собственно и требовалось. Цель экономической деятельности- прибыль и ни что иное, см. выше цитату от Хайека.
          Кстати, население продавало свои ваучеры у станций метро скупщикам примерно по 10 долларов, их потом оптом покупали на фондовой бирже. Помню с руководством фирмы, где тогда работал, ездил покупать мешок (IRL) ваучеров для иногородних партнёров. С нами в машине ещё мужик с автоматом Калашникова сидел. На всякий случай. Весёлое было время. Бодрое и духоподъёмное. Не то, что теперь…
          Потом были залоговые аукционы… Там понятная предыстория. У правительства денег не было, а у тех, кого чуть позже назвали олигархами, были. Чтобы не повторяться, про отличия олигархов девяностых от олигархов нулевых здесь. Ну, в общем, дали денег как бы в залог собственности, хотя с самого начала ясно было, что никто ничего отдавать не собирается, значит навсегда. Да, схема левая, но законодательно её прописали, следовательно, нарушений не было. То есть сперва сочинили правила, потом по ним сработали.
         Были ли эти правила несправедливыми? Безусловно. Но. В 1995 году при 20 долларах за баррель компания ЮКОС была убыточно, после перехода в группу «Менатеп» (Ходорковского) в 1999 году прибыльна при 9 долларах. Что, собственно, и требовалось. С убытков нет налогов, налоги платятся с прибыли. Вот цитата с сайта «Нефть, газ и фондовый рынок»: «Под управлением М.Ходорковского "ЮКОС" показал очень высокие темпы развития. Компания эффективно управляла денежными потоками и искусно оптимизировала налогообложение. Наличие свободных средств позволило приобретать новые активы, благодаря чему в 2003 году "ЮКОС" занял первое место в России по добыче нефти, потеснив "ЛУКОЙЛ».
         Потом цена нефти поднялась до 150 долларов к лету 2008 года, только, полагаю, если бы компанию не отобрали в 2003 году, вернув её в госсобственность, налогов за истекший период она заплатила бы куда больше, чем под управлением гос.манагера И.И.Сечина.
         Опять же, чтобы не быть голословным, цитата от покойного экс-министра по налогам и сборам Александра Починка:
                                                         *  *  *
         Ну, и… Чего хотим-то, справедливости или жить хорошо? Справедливость относительная у нас была. В совке. Когда первый секретарь райкома и директор государственного завода (других-то не было), были почти одинаковы нищими с нами, простыми тружениками, как принято говорить. Я конструктором по ядерным реакторам работал, ежели чего.
          Да, персек, как я в поисках еды по магазинам после работы не бегал, да и отдыхал, в отличие от меня, наверное, в санатории им.Орджоникидзе или типа того. Я в фанерном домике с удобствами во дворе и «котлетами из гов.» на обед, рисовой кашей на завтрак.
          Нынешняя же система, по мнению многих, жутко несправедливая.
          Чего только у этого Абрамовича нет. «Челси», яхта, самолёт…
          Но… Но! Вот я тот самый простой труженик, а ныне так и вовсе пенсионер, питаюсь и одеваюсь намного разнообразней и качественней, чем во времена моей далёкой комсомольской молодости. И отдыхаю не в фанерном домике, а в пятизвёздном отеле у тёплого моря по системе all inclusive с десятками овощных и мясных блюд, включая верблюжатину и крокодилятину...
         Отдыхал, вернее. Покуда «Россия с колен не встала». Как встала, так и отдых закончился.
         И на вопрос, что для меня предпочтительнее, прежнее равенство в нищете или сегодняшняя «цветовая дифференциация штанов», то я однозначно за второй вариант. Если собственник частного предприятия способен получать высокую прибыль, а с оной платит справедливый налог, то собственность ему в руки. А не государству.
          Написанное совершенно не относится к манагерам государственных компаний, которыми они управляют, якобы от лица граждан этого государства, не владея этой собственностью, и наличие прибыли у тех же Роснефти, Газпрома, РЖД и прочих «покрыто мраком неизвестности».
          Кстати, не задумывались, почему в государственных Сбербанке и ВТБ24 проценты по депозитам ниже, чем в частных, а по кредитам выше? Think, вашу мать, think
         Вот мне каждый год присылают бумажку для голосования на собрании акционеров Большого завода. Акции привилегированные, получил на халяву в приватизацию, продать их никак, нах никому не нужны. И каждый раз пишут: прибыли нет, одни убытки. Владелец предприятия- государственная компания Газпром. И на фига тогда они небо коптят, если в убыток работают?
          Я уж не говорю о многочисленных фаллометрических «Вагонзаборзаводах», не производящих никакой полезной продукции, а жрущих в три горла за счёт налогоплательщиков. Вот их давно пора позакрывать к такой-то матери, персонал на пособия, налогоплательщикам дешевле обойдётся.
         В общем, я целиком и полностью на стороне изобретателя молниеотвода со стобаксовой купюры с его «Моё лучше, чем наше». Повторяюсь: цель экономической деятельности- получение прибыли. Интерес же граждан государства- получение налогов с прибыли.
         Не вполне справедливо, зато эффективно. И жизнь при такой системе, как показывает опыт стран с ровными дорогами, чистыми туалетами и сытым населением, намного достойнее и краше, чем при всеобщем равенстве и государственной («общенародной», хи-хи) собственности на средства производства. Да и наш опыт первого десятилетия двадцать первого века полностью это подтверждает. Благодаря Ельцину и Гайдару «пожили, вкусили, спели».

Справедливость или эффективность

       На протяжении уже четверти века, начиная с «Легенд Невского проспекта», с огромным удовольствием читаю произведения М.И.Веллера, сейчас ещё и слушаю его на «Эхе Москвы». Поскольку и сам веду блог, кто-то может узреть в моём графоманстве стилистические подражания Михаилу Иосифовичу, он-то пишет с младых лет, а я только после пятидесяти начал.
       Хотя в молодые годы инженерной карьеры доводилось сочинять обзоры на технические темы, а в лихие девяностые рекламные тексты разной длины- от слогана до статьи. И даже в моих опусах на атомно-энергетическую тематику присутствовала некоторая стёбность. Как думаю, так и пишу…
       Где-то с середины нулевых, когда Веллер стал писать публицистические книжки типа «Великий последний шанс» и «Россия и рецепты» отметил расхождение во взглядах прежде всего в экономических вопросах. Конкретно, ответ на вопрос, зачем мы добываем нефть, если деньги складываем в кубышку, у меня был ещё до осени 2008-го года, когда цены на нефть резко рухнули, и где-то пару лет, пока снова не поднялись, страна жила на деньги из кудринской кубышки. А не было б её?..
       Потом в 2014 году цены рухнули вновь, теперь перспектив их подъёма уже почти никаких, мы живём проеданием остатков накопленного. Это к пониманию, для чего была нужна кубышка…
        Сегодня же Веллер пишет и говорит, что ему близки экономические воззрения Глазьева и Делягина и не близки Кудрина, а мне вот как-то наоборот. Подробнее в статье «Столыпинский клуб и реформы».
        Ежели кратко, то Глазьев с Делягиным за государственные инвестиции, а Кудрин, с которым я согласен, против. Ибо с3,14##ят на счёт раз. Причём с3,14##ят именно те люди, чьи служебные обязанности заключаются в том, чтобы следить, чтобы не с3,14##или. Каждый имеет, что охраняет.
        Эффект могут дать только инвестиции частные, когда предприниматели станут вкладывать свои. Но идиотов вкладывать свои в путинской России после дел Юкоса, Чичваркина, Арбат Престижа, Башнефти и сотен тысяч других более мелких, нема…
        И красной нитью через все публикации Михаила Иосифовича проходит идея справедливости, которую он формулирует так:
        Мудрёно, конечно, но понять можно.
        Однако. В разные времена, у разных народов и у представителей различных классов, что же из себя представляет этот «инстинкт коллективного выживания», могли отличаться очень сильно.
        Ученик Платона, считавшего, что демократия невозможна в обществе, число членов которого превышает пять тысяч человек, Аристотель делил справедливость на коммутативную, направленную на сохранение общественного порядка и общее благосостояние, и дистрибутивную, то есть, распределительную.
         Для коммутативной достаточно двух участников- ты и я, мы с тобой договорились, правда, это уже не по Аристотелю, а Томасу Гоббсу, дистрибутивная требует третьего, который и будет решать, кому сколько.
        У болгар в советские времена был анекдот. Русский и болгарин нашли кошелёк. Русский говорит: «Давай поделим по-братски», тот отвечает: «Нет, давай поровну…»
        И по мнению древнегреческого философа:       

        Близкой Аристотелю точки зрения придерживался его приблизительный современник (оставим в покое Фоменко с Носовским)из другой части света Лао Цзы:

         Авторов обеих приведённых цитат как-то мало волнует взгляд на справедливость рабов, также людей глупых и низких, хотя мнение тех от их мнения, имхо, отлично.
         Затем возникла философия стоиков, исходившая из предпосылки, что Вселенная функционирует по рациональным законам, и человек, как существо, наделённое разумом, может познать эти законы и сформулировать их. Создать, таким образом, законодательную базу для человеческого общества. То есть, разум- главный критерий справедливости.
         Эта философия легла в основу римского права, являющегося основой законодательств цивилизованных стран по сей день. Один из ведущих юристов эпохи возникновения римского права Домиций Ульпиан выразил свои принципы в формуле: «juris praecepta sunt haec — honeste vivere, alterum non laedere, suum cuique tribuere (положения права таковы: жить честно, не вредить другому, воздавать каждому своё)».
          В христианскую эпоху возникли учения, что справедливость достижима только в христианском обществе. На эту тему много писал итальянский теолог и философ Фома Аквинский, причём именно в те годы, когда Русь вместе с русской православной церковью на долгие века отгородилась от цивилизации «железным занавесом», приняв модель общественного устройства, принесённую восточными варварами. По этой модели Россия живёт и по сей день, попытки февраля семнадцатого и августа девяносто первого уйти от варварской модели оказались безрезультатны.
         Ну, и вкратце. По Томасу Гоббсу достичь общественного порядка и мира можно только передачей большей части естественных прав суверену на договорной основе, так называемая теория общественного договора.
         Дэвид Юм считал справедливостью поддержание стабильности при помощи баланса интересов.
        Иммануил Кант впервые разделил понятия моральной и правовой справедливости, то есть «по закону или по совести». Он отдавал приоритет правовой справедливости перед моральной, реально глядя на окружающее общество, считал, что правовая справедливость должна насаждаться в обществе насильственно, тогда только и возможно осуществление моральной справедливости.
        Принципы справедливости, сформулированные Джоном Роулзом, скажем так, не вполне конкретны, предполагают, что сообщество индивидов здорово и благоразумно устроено.
        И, наконец, нобелевские лауреаты по экономике.
        Фридрих Август фон Хайек считает несовместимыми понятия прогресса и справедливости. Осуществление социальной справедливости препятствует росту совокупного общественного богатства. То есть дистрибуция, уравнивание снижает стимулы к развитию, ибо последнее осуществляют умные, сильные и энергичные в стремлении к личному обогащению.
        Милтон Фридман также противопоставляет свободу и справедливость. Он солидарен с Хайеком в том, что перераспределение снижает стимулы к развитию и ведёт к уменьшению общественного продукта.
        Архитектор сингапурского экономического чуда, вместе с единомышленниками примерно за тридцать лет превративший нищую страну третьего мира, не имеющую никаких природных ресурсов, кроме человеческих, в мирового технологического и экономического лидера, Ли Куан Ю примерно о том же:
          По Хайеку опять же истинный либерализм (от слова «свобода», если кто не знает) означает устранение всех препятствий индивидуальным усилиям, но не содержит каких-либо требований к государству и обществу о перераспределении благ.
         С точки зрения неолиберализма коммутативная справедливость, основанная на честных взаимоотношениях обмена товарами и услугами, плохо сочетается с дистрибутивной, при которой главным становится класс не производителей, а распределителей.
        Чтобы не быть голословным, посмотрите, как в России живут чиновники, силовики, налоговики и прочие, которые, собственно и являются распределителями, а никак не производителями.
                                                          *  *  *
        И теперь яркая формулировка взгляда на справедливость абсолютного большинства российского общества:
        Вот. Когда мы говорим о справедливости, мы имеем ввиду справедливость для шариковых или преображенских?
         С точки зрения Шарикова, хотя профессор живёт на деньги, которые клиенты за услуги платят (он же не на государственной службе), доходы эти всё равно неправедные, ибо он нэпманским жёнам яичники обезьяньи пересаживает. Хотя, конечно, он и жён руководящих партийных работников тоже оперирует.
         А нэпман- мироед деньги с шариковых в трактире берёт, куда те к нему пиво да водку пить приходят. Что нэпман эти пиво и водку где-то оптом на свои закупил, привёз, да ещё местным швондерам и прочим товарищам в кожаных тужурках отстегнул, чтобы не до#бывались, про то Шариков не думает.
         Ясно, что понятия о справедливости у Шарикова и Преображенского прямо противоположны. А кого в обществе больше, первых или вторых? Это я за Россию, а не за Запад.
        Там, в особенности в протестантских странах, где изначально не было пословиц типа «Трудом праведным не наживёшь палат каменных» и «Работа не волк, в лес не убежит», а были слоганы «Обогащайтесь» и «Жить бедно, чтобы умереть богатым», люмпены шариковы всё же в меньшинстве. И примеров наживания палат каменных именно праведным трудом в странах западной цивилизации, а это не только Европа с Америкой, предостаточно. При том, что инвестирование денежных средств признаётся тоже вполне праведным трудом.
        Важно и то, что в цивилизованных странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 50- 60 процентов, а в России- 25 процентов. То есть, значительная часть населения стран с ровными дорогами, чистыми туалетами и не берущими взяток чиновниками платят налоги самостоятельно и задумываются, куда идут их налоги.
        Очевидно Преображенский и есть малый бизнесмен, ибо частная практика таковым бизнесом является. Подобные преображенские в странах западной цивилизации образуют средний класс, являющийся в обществе большинством. И все эти частно практикующие врачи, адвокаты, пивовары, хлебопёки, владельцы кафе, ресторанов, автозаправок, также, как владельцы больших корпораций, олигархи по нашему, платят налоги.
        То есть, по Пейну и малые предприниматели, и владельцы корпораций представляют один класс- класс налогоплательщиков. И обычно между ними нет каких-либо глобальных противоречий. Подавляющее большинство жителей цивилизованных стран считает такое положение вещей нормальным. В Швеции, считающейся социальным раем, девяносто процентов продукции выпускается частными компаниями.
        А на налоги с частных компаний содержится государственный аппарат, и решаются социальные вопросы, в том числе платятся велферы и пособия по безработице бездельникам шариковым.
        Образец коммутативной справедливости в действии. Тем более, что она неплохо сочетается и с дистрибутивной, недаром существует термин скандинавский социализм. Чисто по Канту: моральная справедливость обеспечивается там, где царит правовая.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

суббота, 18 июня 2016 г.

День в истории. 19 июня

       О некоторых событиях дня 19 июня в мировой истории.
       19 июня 1097 года крестоносцы в ходе Первого крестового похода захватили город Никея, двадцатью годами ранее отвоёванный у Византии турками-сельджуками, и вернули его византийцам. Сейчас это турецкий город Изник, чуть более 200 километров от Стамбула (тогда Константинополь) по берегу Мраморного моря.
       Крестовый поход объявил в 1095 году римский папа Урбан Второй, с целью отвоевать у мусульман гроб Господень в Иерусалиме, пообещав участникам отпущение грехов, охрану семей и имущества и освобождение от долгов.
        Сперва туда двинулась плохо организованная европейская беднота, это получило название крестьянского крестового похода 1096 года. Но крестьян легко разбили турки.
        В 1097 году двинулись в Малую Азию норманнские, французские и германские рыцари. Переправившись через Босфор, они вскоре принесли вассальную присягу византийскому императору Алексею Комнину. Несмотря на то, что раскол церквей произошёл сорока с лишним годами ранее.
        В середине мая крестоносцы подошли к хорошо укрепленному городу Никея, приступили к осаде и 19 июня взяли. Как и обещали, вернули Никею Византии. Командующими у крестоносцев были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и Боэмунд Тарентский.
       Крестоносцы затем двинулись дальше, захватив Антиохию, а в 1099 году и Иерусалим. Результатом первого крестового похода стало возникновение государств крестоносцев на Ближнем Востоке- Эдесского графства, княжества Антиохия и Иерусалимского королевства, просуществовавшего до 1291 года, хотя сам Иерусалим крестоносцы и теряли, второй раз его век спустя брали участники похода, одним из командующих которых был Ричард Львиное сердце.
        В школьном курсе история Руси обычно изучается вне взаимосвязи с европейской и мировой. То есть Русь сама по себе, Европа сама по себе.
       Но в конце одиннадцатого века «духовные скрепы» с Востока на Русь ещё не пришли, несмотря на разрыв церквей, связи с европейскими государствами поддерживались, дочери русских князей становились королевами стран Европы, а европейские принцессы выходили замуж за русских князей.
       Во время Первого крестового похода княжил в Чернигове Владимир Мономах, позже ставший киевским князем, приходившийся внуком Ярославу Мудрому и византийскому императору Константину Мономаху. И женат он был на дочери свергнутого Вильгельмом Завоевателем английского короля Харальда Уэссекского Гите Лебединая шея. Приходящейся мамой князю Мстиславу Великому, и вот нет у науки достоверных сведений, она или вторая жена Мономаха была матерью Юрия Долгорукого.
        Харальд Уэссекский перед вторжением в Англию Вильгельма из Нормандии успел отразить вторжение норвежского короля Харальда Сурового, женатого на дочери Ярослава Мудрого Елизавете, разбив того при Стэмфорд-Бридже. Кстати, также называется футбольный стадион клуба «Челси».
        По одной из версий Елизавета была с мужем и погибла в том же сражении, по другой была оставлена с дочерьми Марией и Ингигердой (в честь бабушки Ингигерды Олафовны, дочери шведского короля, супруги Ярослава Мудрого) на Оркнейских островах.
        А Гиту Уэссекскую, по некоторым сведениям, черти из Чернигова понесли в войско Готфрида Бульонского отвоёвывать гроб Господень. Там в Палестине в 1098 году она и погибла.
                                                         *  *  *
        19 июня 1205 года случилась битва при Завихосте, территория Польши,  где погиб галицко-волынский князь Роман Мстиславич, отец князя Даниила Романовича, тестя князя Андрея Ярославича, родного брата «святого и равноапостольного» князя Александра Невского. Тесть с зятем пытались при поддержке Европы сколотить коалицию против «духовных скреп», появившихся на Руси в середине тринадцатого века. Даниилу отчасти это удалось, даже получил от папы римского титул короля Руси.
        Ну, и к князю Роману… Тут вообще трудно понять, история Галицкой Руси- это наша история или жидобендеровская? Москва себя считает наследницей Киевской Руси, хотя, скажем, Карл Маркс придерживался иной точки зрения, называя колыбелью Московии «кровавое болото монгольского рабства, а не суровую славу эпохи норманнов». Так вот, упомянутый Роман непродолжительное время княжил и в Киеве.
       Конкретно же там, в Карпатах, русские с поляками воевали всегда. При том поляки вмешивались в русские междуусобицы, а русские в польские. Князь Роман помог польскому королю Лешеку Белому захватить престол, потом Лешек помог Роману завоевать галицкий. А после они разо##ались…
       Роман вторгся в Польшу, осадив Люблин и немало пограбив местное население, но город взять не сумел и двинулся вглубь страны, продолжая грабить местное население. И под городом Завихостом его войска были разбиты войсками Лешека Белого и Конрада Мазовецкого.
                                                         *  *  *
       19 июня 1918 года белочехи захватили Сызрань.
        В этот же день Владимир Ульянов-Ленин заслушал доклад председателя Высшей военной инспекции Н. И. Подвойского «Задачи Советской власти в борьбе с чехословацким мятежом. И прочитал заметку заметку «Неудавшиеся замыслы чехословаков», напечатанную в № 122 газеты «Правда».
        Весьма положительно отношусь к Чехии и чехам. В социалистической Чехословакии мне довелось несколько раз бывать по своим атомно-энергетическим делам ещё до бархатной революции. Про 1968 год я тогда уже всё понимал, свою вину перед ними, как сейчас перед украинцами ощущал.
         Но вернёмся туда, в восемнадцатый. Или чуть раньше, в четырнадцатый. К более ранним временам обращаться не будем, история Чехии, строго говоря, Богемии, очень много событий содержит, начиная с вхождения в одиннадцатом веке в состав Священной Римской империи, Гуситские войны начала пятнадцатого века, когда чехи навели шороху и на ближайшие германские земли, битву при Белой горе в 1620 году в рамках Тридцатилетней войны, после чего Богемия прочно вошла в состав империи Габсбургов, вплоть до 1918 года.
         О взаимоотношениях чехов и немцев в четырнадцатом, начале войны надо читать у Гашека. Во время боевых действий не желавшие воевать за немцев бравые солдаты швейки повзводно, поротно, а то и полками сдавались в плен русским.
          Кстати, биографию самого Гашека рекомендую почитать. Хотя бы в Википедии. Доставляет вполне.
          Дружина из проживавших в России чешских граждан была создана ещё в начале войны, генерал Брусилов высоко отзывался о боевых качествах сражавшихся в ней чехов. Царское правительство, тем не менее, отправляло сдавшихся в плен чехов в лагеря для военнопленных, в частности на строительство Мурманской железной дороги, где те массово умирали от болезней.
          Лишь Временное правительство приняло решение сформировать из пленных чехов воинские подразделения и направить их на фронт. Но тут случился октябрьский переворот, за ним Брестский мир, который с немцами заключило, как Советское правительство, так и Украинская Рада. По второму немцы и австрийцы ввели войска на территорию Украины.
          Чехи, которые для немцев были предателями, организованно отступили вплоть до Пензы, не ввязываясь в междуусобицы красных и белых. Чешский национальный совет в эмиграции (Бенеш, Масарик) и Антанта договорились о переброске чешского контингента во Францию. Только через Черное море было никак- там везде были немцы, да и через Архангельск с Мурманском была опасность, что немцы могут через Финляндию дотянуться до железных дорог.
         Поэтому решили ехать во Владивосток. И поехали. Немцы вопили Ленину с Троцким: мы, мол, союзники, а на вашей территории находятся вооруженные подразделения наших врагов, требуем немедленно разоружить.
        Троцкий требует разоружить чехов, но те организованы, дисциплинированы и сдавать оружие не желают. Договариваются всё же, что оставят себе оружие только для самозащиты.
         Движение 63 эшелонов по сорок вагонов в каждом в сторону Владивостока началось ещё в конце марта, к маю эшелоны с чехами растянулись по железной дороге на несколько тысяч километров. 14 мая 1918 года в Челябинске встречаются идущий на восток эшелон чехов и на запад- освобождённых из плена венгров…
         О «братской дружбе» чешского и венгерского народа опять же у Гашека:
       «- Короче говоря, мадьяры - шваль,- закончил старый сапер Водичка свое повествование, на что Швейк заметил:
- Иной мадьяр не виноват в том, что он мадьяр…
…-Плохо ты, брат, мадьяр знаешь…»
        Отвлекусь. В восьмидесятые довелось пару раз поучаствовать в пусконаладке и ППР на АЭС «Пакш» в Венгрии, где было немало чехов, поставлявших туда оборудование. Но в те годы их взаимную неприязнь перевешивала сильная нелюбовь к нам, советским, устроившим им и «народную власть», и пятьдесят шестой, и шестьдесят восьмой…
         Хотя лично у меня отношения и с чехами, и с венграми были хорошие, но вот страну нашу они недолюбливали…
         Замечу также, что и венгры и немцы не все доехали до своей родины, многие остались в России и поучаствовали в Гражданской войне на стороне красных под общим псевдонимом «латыши».
         Итак, встречаются два эшелона: венгерский и чешский, из венгерского летит чугунная ножка из печки, убивает чеха Франтишека Духачека, и… в России начинается Гражданская война. То есть этот вроде малозначительный эпизод служит спусковым крючком.
        Чехи, вообще-то, ребята мирные и незлобивые. Но тут мадьяры…
        Единственно, могу вспомнить, так, что с чемпионата мира по хоккею 1969 года чехи неизменно обыгрывали сборную СССР, на том, двухкруговом чемпионате аж дважды, но уступали чемпионский титул, поскольку выложившись в матче с советами, уступали канадцам и шведам…
         В общем, венгра линчуют. Большевистские власти Челябинска арестовывают несколько чехов, и понеслась… «Была бы кутерьма, а люди найдутся» © (М.А.Булгаков).
        Чехи идут и освобождают своих, попутно захватывая городской арсенал с артиллерией. Красная армия ещё в стадии формирования, против них бросают Красную гвардию, то есть, люмпенско-бандитский сброд и устроивший октябрьский переворот (аналогично нынешним лугандонам), чехи этот сброд громят. И одновременно, отдав команду по телеграфу, захватывают все расположенные вдоль сибирской железной дороги города: Курган, Омск, Мариинск, Канск…
        Эти события получили название мятеж белочехов. Тут же всколыхнуло всю антисоветскую Россию. В Самаре возникает Комитет защиты Учредительного собрания, Комуч. Они, вообще-то, не белые, они розовые, за демократию и типа «социализм с человеческим лицом». 23 июня создаётся Временное сибирское правительство в Омске.
         Чехи поддерживают этот Комуч, занимая в июне 1918 года Самару и Сызрань.
        Не так давно в Сызрани, несмотря на протесты местных левых, установили памятник погибшим во время тех событий чехов. Аналогичные есть и в других городах, где братья- славяне поучаствовали в Гражданской войне в России.
        Лейба Давидович откликается на события приказом:
        «…Все советы по железной дороге обязаны под страхом тяжкой ответственности разоружить чехословаков. Каждый чехословак, который будет найден вооружённым на железнодорожных линиях, должен быть расстрелян на месте; каждый эшелон, в котором окажется хотя бы один вооружённый, должен быть выгружен из вагонов и заключен в лагерь для военнопленных. Местные военные комиссариаты обязуются немедленно выполнить этот приказ…»
        В результате чехи оказываются втянутыми в Гражданскую войну на стороне белых, после провозглашения в конце восемнадцатого независимости Чехословакии от участия в боевых действиях самоустраняются, занимаясь лишь охраной железной дороги, по которой едут во Владивосток.
        Колчака красным, кстати, они сдали…
                                                  *  *  *
         Ну, и ещё в этот день:
         В 240 году до н.э. грек Эрастофен Киренский впервые вычислил длину земного меридиана.
         В 1269 году  король Франции Людовик  IX  издал декрет, что все евреи должны отныне  носить значок позора.
         В 1476 году погиб правитель Валахии Влад III Басараб, он же Цепеш, он же Дракула, ставший позднее прототипом для историй о вампирах. Версий его смерти несколько. Что он был убит слугой, подкупленным турками, что погиб в бою с ними и другие.
         В 1607 году умер первый патриарх Московский Иов. Сподвижник Бориса Годунова, в 1586 году стал московским митрополитом, а в 1589 году находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией был рукоположен первым Московским патриахом.
         Отказался признать царем Лжедмитрия, был отстранен, но не низложен, низлагать было некому. При Василии Шуйском, незадолго до смерти, вернулся в Москву, но патриарший престол уже не занял.
         В 1762 году Петр Третий заключил мирный договор с Пруссией, аннулировав фактически результаты выигранной Россией войны, что в немалой степени привело к его смерти 28 июня.
         В 1953 году в США по обвинению в шпионаже в пользу СССР казнены супруги Юлиус и Этель Розенберг.
         Ну, и много всего другого в этот день…

четверг, 2 июня 2016 г.

Венесуэла. Очевидное и предсказуемое


        Вот и в Венесуэле очередной социалистический эксперимент завершается тем, чем он завершался везде и всегда. 
        Тотальный дефицит, демонстрации и забастовки в связи с отсутствием необходимых товаров и услуг...
        Кто бы мог подумать, а?..

Столыпинский клуб и реформы

         Недавно в статье «Кудрин, Памфилова… А зачем?» писал, что хождение в нынешнюю власть людям, придерживающихся нормальных, европейских ценностей, людей, любящих жизнь, а не посыпание планеты ядерным пеплом, бессмысленно. Изменить всё равно ничего не удастся.
         И вот этот выбор президентского совета между предложениями Кудрина с одной стороны и, так называемого «Столыпинского клуба» с другой.
                                                                *  *  *
          Насчёт Столыпина вообще к месту и без все, кто ни попадя стараются примазаться, не задумываясь, а присел ли бы Пётр Аркадьевич с ними на одном болоте покакать. Потому как говорил Столыпин не только «Нам нужна великая Россия». Она ему нужна была совсем иной, чем представляется многим. Не имперской, угрожающей покрыть планету ядерным пеплом, а страной зажиточных, сытых, «сильных мужиков», рачительных хозяев.
          Положительную оценку деятельности Столыпина давали и марксист Струве, и Русская фашистская партия Родзаевского, даже книжку написали «Первый русский фашист Пётр Аркадьевич Столыпин». О том, что термин фашизм имеет из-за Второй мировой однозначно отрицательную коннотацию, я писал.
          Хотя фашизм, согласно Фридриху Августу фон Хайеку родственен социализму, и ноги у пионерлагерей, спортклубов, домов культуры с кружками художественной самодеятельности, пособий по временной нетрудоспособности, на рождение ребенка и т.д. растут как раз из муссолиниевского фашизма, Гитлер и Сталин многое у него заимствовали.
          Столыпин же, во-первых, не антисемит, в период губернаторства в Ковно относился к евреям вполне доброжелательно, мало того, ему принадлежит фраза:
          Согласитесь, на фашиста не похоже…
          А вот другие цитаты Петра Аркадьевича.
          Из них следует, что он вполне очевидный либерал, а никак не фашист и не «государственник».
          В России девяностых начали создавать институты частной собственности и её защиты, в нулевые всё это было сломано. В путинской России отсутствует главное, чего добивался Столыпин, неприкосновенность частной собственности.
          Прикоснулись. И к «Юкосу», и к «Арбат престижу», и к «Евросети», и к «Башнефти», и к «В Контакте», и к десяткам и сотням тысяч более мелких предприятий по всей России, чьи бывшие владельцы, если только им не удалось сделать ноги на Темзу, откуда «выдачи нет», топчут зону, а доходы от созданных ими бизнесов получают люди в погонах или их родственники…
          И о внешней политике России в годы премьерства Столыпина. Народ наш историю плохо знает, а ведь Первая мировая могла начаться по вине опять же братушек сербов, не поделивших с Австро-Венгрией Боснию и Герцеговину, ещё в 1909 году. Только принципиальная позиция Столыпина не ввязываться в вооруженный конфликт из-за амбиций родственных нам по крови и религии южнославянских бандитов помогла тогда избежать большой войны.
          Пять лет спустя Столыпина уже не было, и война началась…
          Повторюсь. Из его высказываний и реальных дел следует, что величие России для него заключалось не в фаллометрических «национальных интересах» на Балканах или где-то ещё, а в богатстве населения, «крепких мужиков» частных собственников, на которых он делал ставку. Путинизм же привёл к значительному уменьшению прослойки этих «крепких мужиков» в сравнении с теми же девяностыми. Тогда молодые стремились в бизнес, теперь во власть и правоохранительные органы. На ренту с тех «крепких мужиков» жить.
                                                                *  *  *
          So… Чего же предлагают люди из так называемого «Столыпинского клуба», от названия которого, имхо, Пётр Аркадьевич в гробу ворочается. Очень простую вещь- напечатать денег и раздавать их целевым порядком в виде кредитов.
          Включение печатного станка в последние тридцать лет случалось дважды. При Горбачеве захотели «ускорить научно-технический прогресс», получив в результате скрытую инфляцию и полное исчезновение товаров. После чего случился 1991 год. Подробнее «Памяти Гайдара».
         Второй раз через полгода после гайдаровской либерализации цен станок включили уговорившие на сей шаг Ельцина Черномырдин с Геращенко. Типо, для «пополнения оборотных средств предприятий». Ну, пополнили до тысячепроцентной инфляции, после неё «лимоны» в обращении и появились.
        А Гайдар вскоре в отставку ушёл. При его же премьерстве в первой половине девяносто второго деньги не печатались, а доллар с января по июнь снизился со 120 до 80. Подробнее там же
         Сегодня, скорее всего, произойдёт нечто подобное. Вот мнение экономиста В.Л.Иноземцева http://www.fontanka.ru/2016/05/16/062:
         Ещё цитата в тему от Иноземцева:
         Немножко от себя добавлю. Экономика России- контролируемая властью и силовиками чёрная дыра. БОльшая часть российского бизнеса заключается в распиле бюджетных средств. Строительство дорог, ведущих в никуда мостов, газопроводов и т.д. Деньги налогоплательщиков, а пилят их друзья кого надо.
         Есть и реальный бизнес, приносящий доходы. Та же «Евросеть», которую от ларьков создал Евгений Чичваркин. Только, когда она стала эффективной и высокоприбыльной, к Чичваркину пришли «птенцы гнезда» сами знаете кого, и фирму банально отобрали. Что вовсе не ново в созданной в нулевые «вертикали власти». Она так устроена и для этого создавалась.
          С теми же, у кого фирмы не отбирают, всё-таки управлять бизнесом дело хлопотное, работают иначе. Приходят и объявляют, что для проведения проверки изымается документация, а то и товар. Мол, сигнал поступил. А это для предпринимателя означает почти банкротство. Договоры, сроки поставки… Но. Молча, на айфончике пишется цифра и показывается бизнесмену.
         И платят. Деваться некуда, власть у нас одна. Это в девяностые, когда было много бандитов «хороших и разных», можно было как-то разрулить, играя на противоречиях, да и пахан сидел на соседней улице. Сейчас не разрулишь, пахан, сами знаете, где…
        А ещё знакомый «малый бизнесмен» в девяностые говорил, что один выстрел в воздух эффективнее часов переговоров. Это, когда банд много было. Теперь не стрельнешь, мгновенно на тебя полк обздона десантируют…
                                                                *  *  *
         И вот «Столыпинский клуб» говорит: давайте напечатаем денег и дадим их малым и средним бизнесменам в виде кредитов.
         А оно им надо?.. У них, думаете, собственных средств для развития не нашлось бы, если бы они верили в возможность такого развития. Что завтра люди в погонах не придут и не отберут.
         Вот. Семнадцать лет назад сказано, и в точку. Сбылось.
         То есть. Причина отсутствия роста не в отсутствии денег, а в нежелании инвестировать их в России. На фига, если всё равно отнимут.
         Поэтому. Нужны не деньги, а неприкосновенность частной собственности. Что при настоящей власти невозможно. Ибо надо начать с реституции незаконно отобранных с начала нулевых бизнесов. Чтобы потенциальные инвесторы поверили. Вернуть с Темзы и выпустить из тюрем отечественных предпринимателей- элиту России. По хорошему надо бы посадить тех, кто их туда посадил, да незачем тратить бюджетные средства. Достаточно конфискации имущества силовиков, причастных к посадкам бизнесменов.
          Глядишь, годков через пятнадцать- двадцать жизни в системе, где предпринимателей не сажают и денег с них не берут, начнут вкладывать денежки в Россию, возвращая их из оффшоров. Вот тут-то, когда появится уверенность, что не отнимут и не украдут, можно и печатный станочек с целевыми кредитами включить.
          А сейчас рано. Отнимут и украдут.
                                                                *  *  *
          И чего, собственно, говорит Кудрин? А ничего другого, что может сказать человек, мало-мальски сведущий в экономике. Смягчение геополитической напряженности, чтобы инвестировал западный бизнес, как он это делал в начале нулевых, когда после реформ Гайдара у нас был и рост, и уверенность в завтрашнем дне.
          На всякий случай. Только в Питере и окрестностях заводы Форд, Тойота, Ниссан, Дженерал Моторс, Хёндай, Тошиба, Хьюлетт Паккард, Жилетт, Кока Кола, Электролюкс, Сименс, Фоксконн, Катерпиллер, Хенкель и много других. Пятнадцать лет назад они к нам шли, теперь не идут.
          Ну, а насчёт судебной реформы, правоохранительных органов… Это то, о чём я выше написал. Для инвестиций нужен климат. Уверенность, что не отберут люди в погонах. Что построенное тобой сможешь передать детям.
                                                                *  *  *
          Надежда только на нового Горбачева, который, сидя внутри путинской власти, понимает, как устроена экономика. Который, как Столыпин на Боснию с Герцеговиной в 1909 году, положит болт на Крым и Лугандонию и займётся созданием условий для процветания населения, а не военно-фаллометрического комплекса.
          «Жаль только жить в эту пору прекрасную…» ©
          А Фридман ещё о какой-то индиго- экономике толкует (гуглите сами)…

среда, 1 июня 2016 г.

Про разводки

           Выхожу я тут 31 мая из метро «Комсомольская» со спортивной сумкой на плече, чтобы багаж на Ленинградском вокзале в камеру хранения сдать, и тут меня молодая женщина останавливает и начинает, что, мол у них тут сейчас рекламная акция…
          Вообще бывает. Или в супермаркете колбасу дают пробовать маленькими кусочками, или у метро какую-нибудь мелкую хрень типа пробничка с туалетной водой…
          А лет ###надцать назад, когда я в силу служебных занятий, по выставкам разным шастал, как-то на Интерфуде попробовал раз десять граммов по тридцать разных видов напитков Петрозаводского ликёро-водочного завода…
          Но тут мне всучивают пакет с несколькими флаконами чего-то с адресом сайта lancome.ru, с ходу сообщают, что они стоит 14800 рублей, но мне его дарят. Уже смешно… Что меня разводят, я понимаю, но поскольку не тороплюсь и любопытно узнать, в чём же таки она (разводка) конкретно заключается, диалог поддерживаю.
          Мне сообщают адрес офиса фирмы (причем верный- Голутвинский переулок), просят подарить набор жене, только никому не перепродавать, а потом оставить на сайте отзыв, и у них всё официально, через бухгалтерию, и, поэтому, каким способом мне будет удобно заплатить налог за подарок…
          В этом месте улыбаюсь, и «подарок» возвращаю…
                                                            ***
         А ещё недавно жене звонили. Говорят, из пенсионного фонда. Причем, время 19 часов. Типа, мы вам восемь с половиной тыщ доначислили, вам как удобнее, на сберкнижку, но это через два месяца, или на карту, это сразу, но сообщите номер карты. А то в пенсионном фонде этого номера нет…
        Ну, супруга таки соображает: давайте на книжку через два месяца…

        Только как они хотели номер использовать, вот вопрос…

Съездил тут в Москву

          Посетил тут первопрестольную, белокаменную, златоглавую и нерезиновую после перерыва в двадцать два года. В семидесятые- восьмидесятые так постоянно мотался, когда в атомной энергетике работал, потом ушёл, и как отрубило. А незачем было…
          Из больших городов, которые видел в последнее время, могу сравнивать с Санкт-Петербургом и Казанью. И, очевидно, что денег у Москвы куда больше. Все эти цветочные арки, множество скамеек в пешеходных зонах, некоторые из которых даже не скамейки, а лежаки. В Питере такого нет, а уж в Казани и подавно.
          Ну, и… Не вполне справедливо, однако. Нефть добывают в ХМАО, газ в ЯНАО, а налоги Роснефть и Газпром платят в Москве. И, как будто, в России все дети здоровы (а на простату Кобзона мне нас#ать)…
          Ездил по схеме, отработанной ещё в молодости: ночь туда, ночь обратно. С делами управился быстро, в первой половине дня, прошёлся пешочком по Пречистенке, которую помню, как Кропоткинская, до известного храма, за песни и пляски в котором дают до трёх лет. Сам храм помню, как бассейн «Москва», где купался неоднократно.
         Потом доехал до Ленинградского вокзала, где случился инцидентик, о нём ниже, скинул полученный багаж в камеру хранения и поехал в Третьяковку. Во второй раз в жизни. Первый был больше сорока лет назад, как раз во время работы «исторического» XXV съезда КПСС. Морозы, помнится, сильные были.
         И ещё. Шли мы тогда с Ирой до галереи в Лаврушинском переулке от метро «Новокузнецкая». «Третьяковской» ещё не было. И тут, как-то не сильно парясь, на «Новокузнецкой» я и выскочил, хотя видел, что есть переход на «Третьяковскую». Спрашиваю народ, где галерея, не знает никто. Какая-то женщина подсказала, надо дойти до Кадашевской набережной, а уж по ней до Лаврушинского переулка. Выходящего на Лужков мост, который официально Третьяковский.
         Пенсионерский билет в галерею обошёлся в 150 рублей, обычный вроде бы 400.
         При первом посещении сорок лет назад запомнился эпизод. Там какой-то отдельный зал сбоку был, и чего в нём, пока не войдёшь, не видишь. А служительница на вопросы отвечает, вы, мол, зайдите и посмотрите. Заходим. А там картина художника Налбандяна «Брежнев на Малой Земле». В этот раз картины «Путин ведёт корюшку на нерест», к счастью, не было.
         А так, прошёлся по галерее часа за полтора или чуток больше. Помню, что «Лунную ночь на Днепре» Куинджи вроде бы в Питере (ещё Ленинграде) раньше видел. Вернувшись домой, уточнил. Так и есть, оригинал в Русском музее, в Третьяковке копия.
         Из того, на что не обращал внимания раньше, «Пейзаж в пригороде Санкт-Петербурга» С.Ф.Щедрина, восемнадцатый век.
         На фотографии плохо видно горы на заднем плане, в оригинале более отчётливо. Сразу задумался, что за горы такие в окрестностях С.-Петербурга. Кроме как Вороньей и расположенной рядом с ней Ореховой, ничего быть не может. Нет в окрестностях Питера никаких других гор.
          Только вот, вернувшись домой, прочитал, что в восемнадцатом веке Воронья и Ореховая были одной горой, разделились позже. Щедрин- предвидец, однако. Хотя он всё больше итальянские пейзажи писал, уехав из России в 27 лет.
           Сам пейзаж, как выяснилось, в Таицком парке, а Воронья в наши дни выглядит так:
          Другую картину, на которую раньше не обращал внимание, и о существовании которой ничего не знал вообще, это полотно В.Г.Перова, у которого мне весьма доставляет «Крестный ход на пасху» (особенно лицо батюшки), «Никита Пустосвят. Спор о вере».
         Сразу заинтересовался, что за царица в центре картины, хотя догадался, что «исполняющая обязанности» царевна Софья. Про Пустосвята ранее не слышал, хотя историей и интересуюсь. Выяснилось, противник никоновских реформ, один из идеологов старообрядчества, суздальский священник Никита Константинович Добрынин, написавший на счёт церковной реформы многостраничный труд «Суздальского соборного попа Никиты Константинова Добрынина (Пустосвята) челобитная царю Алексею Михайловичу на книгу Скрижаль и на новоисправленные церковные книги».
           А критикует он в своём труде книгу «Скрижаль», переведённую с греческого и дополненную комментариями константинопольского патриарха Паисия. В общем, не моё дело в эти богословские споры вступать, только, двумя или тремя перстами креститься или исходит Святаг дух от одного объекта или сразу двух (это уже из различий между православием и католицизмом), имхо, фиолетово и к учению жившего две тысячи лет еврея отношения не имеет.
          А Никиту Пустосвята, хотя, как говорят, он и победил оппонентов в споре, по приказу Софьи казнили.
         События происходили одновременно с эпизодом отечественной истории, получившим название Хованщина, по имени предводителя стрельцов Ивана Хованского, также присутствующего на картине. Хованский, ранее поддержавший Софью против клана Нарышкиных, благодаря чему было установлено двоецарствие Ивана Пятого и Петра Первого, в этом конфликте оказался на стороне староверов, в результате тоже был казнён.
                                                   ***
         А теперь про эпизод около Ленинградского вокзала.
         ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ