«Штирлиц, вы еврей?
— Нет, что вы, я русский, — ответил Штирлиц
и подумал: «А не сболтнул ли я чего лишнего...»
Ох, неспроста старый лис Генрих
Мюллер спросил, ох, неспроста... Небось, догадывался…
Героев позднесоветского устного эпоса
нам подарил кинематограф. Кто б вспомнил командира 25-й дивизии Василия
Чапаева, комиссара, впоследствии писателя Дмитрия Фурмана, прослужившего в
дивизии с 25 марта по 30 июня 1919 года, порученца Чапаева Петра Исаева, если б
не братья Васильевы, поставившие в 1934 году, через восемь лет после смерти
Фурмана фильм «Чапаев».
«Василий
Иваныч, кто такие гетеры?..
-Бабы, Петька, бабы…
-Василий Иваныч, а что такое оргии?..
-Пьянки, Петька, пьянки…
-Василий Иваныч, а кто такие патриции?..
-Петька, да ты всю фразу целиком прочти…
-Патриции проводили время в оргиях с гетерами…
-А-а-а… Это, наверное, опечатка… Должно быть партийцы…»
Ох, реальная история Чапаева и
Фурмана не так проста, как у последнего в романе и фильме Васильевых.
Комиссара- писателя из дивизии отозвали потому, что у него с Чапаем конфликт
возник, тот стал с бабой Фурмана спать… Ну, да я не о том…
Еще одного героя народного эпоса,
поручика Ржевского, нам подарили режиссер Эльдар Рязанов и артист Юрий Яковлев…
Поговаривают, литературной основой послужили главы романа «Война и мир», не
включенные автором в окончательный вариант произведения…
«Наташа
Ростова: Господа гусары, мне жених подсвечник с тремя рожками подарил и четыре
свечи. Не подскажете ли, куда мне четвертую вставить?..
Поручик Ржевский, вскакивая: Молчать!!! Всем молчать!!!...»
А в семидесятые по телевизионным
экранам прокатился фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»,
сделавший героями эпоса двух персонажей: душку группенфюрера СС Генриха
Мюллера, в исполнении Леонида Броневого и штандартенфюрера СС Макса Отто фон Штирлица,
он же полковник Максим Максимович Исаев, он же Всеволод Владимиров, роль сыграл
Вячеслав Тихонов. Ранее танцевавший на балу с Наташей Ростовой…
Я первую серию «Войны и мира», где
Наташа танцевала со Штирлицем, смотрел, будучи пятиклассником первого января
1966 года на сеансе в 10 часов утра. Причем то была обязаловка, билеты в школе
выдавали…
В семидесятые же зрителю было невдомек, с
книжками в СССР вообще была напряженка, а уж детективы это только в
спецраспределителях, что вхожий на Лубянку писатель Юлиан Семенов давно уж
насочинял целую серию книжек про доблестного разведчика, который поначалу был
Всеволодом Владимировым, потом Максимом Исаевым, ну, а уж внедренный в самое
сердце рейха, стал фон Штирлицем.
И первым кинематографическим
Владимировым- Исаевым- Штирлицем был вовсе
не Тихонов, а Родион Нахапетов в фильме «Пароль не нужен», снятом в 1967 году.
Действие повести и фильма происходит
в 1921 году во Владивостоке, куда заслан для сбора информации молодой чекист
Владимиров.
А через пару лет после «Семнадцати
мгновений весны» на экраны вышел фильм «Бриллианты для диктатуры пролетариата»,
где роль Владимирова исполнил Владимир Ивашов. Сюжет разворачивается в 1921
году в буржуазной Эстонии, снят фильм был студией «Таллинфильм».
На снимке Ивашов вместе со
снимавшейся в том же фильме Эдитой Пьехой.
Ивашов стал популярен еще в
студенческие годы, сыграв роль Алёши (говорят, в его честь болгары назвали памятник
советскому солдату Алёша) в фильме «Баллада о солдате» в 1963 году. Вместе с
женой Светланой Светличной он составлял, безусловно, красивейшую пару
советского кинематографа.
Ивашов и Светличная в фильме «Герой
нашего времени», новелла «Тамань». Ивашов- Печорин, Светличная- девушка
контрабандистка.
Кстати, Светличная снялась и в
«Семнадцати мгновениях весны» в роли Габи.
Габи танцует со Штирлицем в кафе
«Элефант», где позже состоится знаменитая сцена свидания Штирлица с женой.
Образ Габи, надо полагать, нужен был, чтобы показать моральную чистоту и
верность советского чекиста.
Уже в двадцать первом веке по двум
вышеупомянутым повестям Семенова «Пароль не нужен» и «Бриллианты для диктатуры
пролетариата» был снят телевизионный сериал «Исаев» с Даниилом Страховым в роли
Владимирова- Исаева.
А во второй половине семидесятых был
еще фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» по повести Семенова «Бомба для
председателя», где профессор Всеволод Владимиров не главное действующее лицо,
тем не менее, участник событий.
Роль Владимирова в фильме исполнял Всеволод
Сафонов (слева), отец актрисы Елены Сафоновой («Зимняя вишня»).
Разумеется, возникает вопрос, а был ли
у Штирлица реальный прототип. Не помню уж, кто и когда, кто-то из лиц, близких
к верхам разведки, говорил, что у СССР не было агента такого уровня, который бы
работал в самой рейхсканцелярии.
Хотя и до Штирлица был фильм «Щит и
меч» по роману Кожевникова, главный герой которого Иоганн Вайс (артист
Станислав Любшин) вращался в кругах, близких к самому фюреру.
И в «Мертвом сезоне» Ладейников
(артист Донатас Банионис), отвечая на вопрос персонажа Ролана Быкова, где
служил во время войны, говорит: в генеральном штабе. На другой вопрос, кто там
был главным- Йодль, Кейтель… После чего уточняет: я же в немецком штабе служил…
Тем не менее… Как выше написано,
Юлиан Семенов был вхож в КГБ и пользовался архивными материалами ведомства. И в
интервью журналу «Дон» как-то сказал, что создавая образ Штирлица оттолкнулся
от одного из агентов, которого Дзержинский, Постышев и Блюхер в начале
двадцатых заслали в оккупированный японцами Владивосток.
Тут выясняется, что был реальный человек,
помимо настоящего имени и фамилии имевший псевдонимы Исаев, Макс, Владимиров. У
него дедушка фамилию Исаев носил, кстати…
Звали
этого человека Симха Янкев Гершевич Блюмкин, проще Яков Блюмкин…
Ну, а группенфюрер про что?..
Яков Блюмкин фигура мифическая Даже в википедии о нем имеется сноска: "В этой статье не хватает ссылок на источники информации." Безусловно был личностью
ОтветитьУдалить