В написанной в 2011 году статье
«Отрицание отрицания» «знаток» в жилетке с бесчисленным множеством наполненных
всякой всячиной карманов выдвинул мысль, что при уровне быстродействия
вычислительной техники, который будет достигнут примерно к 2020 году,
становится возможной плановая экономика, ибо тогда компьютер сможет все
обсчитать и заранее спрогнозировать с меньшими затратами ресурсов, чем рынок.
О советской плановой плановой
экономике я писал в статье «О причудах плановой экономики» и вышеупомянутой.
Вассерман, не приводя никаких
доказательств, утверждает, что созданная на базе суперкомпьютера плановая
экономика сможет быстрее рыночной осваивать новшества.
Я же на примере Джобса и Возняка показываю,
что пока указанные молодые люди в гараже Джобса на свой страх и риск,
затрачивая личные деньги и время, не взялись собирать те игрушки, которые
впоследствии заполонили весь мир под названием персональный компьютер, никакой
супербыстрый компьютер не смог бы их запланировать.
Въезжаете, не? Пока не было
изготовлено и успешно продано, как минимум, несколько тысяч образцов, никто в
мире, да что там в мире, там у них в Калифорнии не знал про эту игрушку.
Вот только когда, в немалой
степени, благодаря рекламным затратам, компания Apple стала постепенно набирать обороты,
интерес к новому изделию стали проявлять и более крупные компании.
Точно также никакой суперкомпьютер
не мог бы запланировать никакую другую новинку, например, телевизор,
магнитофон, покуда их не было в виде серии достаточно успешно продаваемых
изделий.
И что с того, что изобретатели
персонального компьютера или телевизора (гипотетически предполагаем, что
планирующий суперкомпьютер в природе есть, а упомянутых изделий нет), придумав
его, сразу бы через Интернет ввели бы информацию о нем в память суперкомпьютера.
А кто сказал, что эти изделия
будут пользоваться спросом? Этот ответ дает только рынок, т.е. миллионы
потребителей, голосующих своим долларом, фунтом, евро, рублем за новинку. Не
проголосуют- затраты изобретателей или предпринимателей пойдут прахом. Но это
будут их личные проблемы…
Организация же обратной связи с
потенциальными потребителями при тысячах ежедневно возникающих новинок,
абсолютно невозможна.
Главный момент. Не все. Ой, как
далеко не все разработки изобретателей и новинки товаров предпринимателей
становятся рыночно успешными. И никакой суперкомпьютер, пока товар массово не
выброшен на рынок, не ответит, купят его или нет.
Что бы не быть голословными,
рассмотрим некоторые технические разработки, а также товары пищевой
промышленности, которые не оправдали затрат своих создателей.
DVD-проигрыватели с возможностью записи компании TiVo получали высокие оценки от экспертов.
Однако выход продукта на рынок закончился неудачей. 2005 год компания завершила
с убытками 600 миллионов долларов.
Клавиатура
Дворака
Запатентована аж в 1936 году. По
мнению экспертов скорость печати на ней гораздо выше, чем на QWERT, по которой мы с вами сейчас щелкаем.
И? Не
пользуется спросом. Не хочет потребитель менять своих предпочтений…
Компания
Microsoft совместно с Toshiba разработала и сделала попытку вывести на
рынок плееры Zune.
Как альтернативу пользовавшимся огромным спросом плеерам iPod от Apple.
Но в октябре 2011 года объявила о прекращении производства, ибо не удалось
занять долю рынка, на которую рассчитывали.
В
2007 году компания Pepsi стала выпускать напиток Crystal Pepsi
без кофеина.
Позиционировался продукт, как
здоровая альтернатива классическому напитку. Однако, продажи, сначала скакнув
вверх, затем резко упали. Потребитель привык к коричневому цвету напитка, и
прозрачный или синий пить не захотел.
Фотоаппарат
Apple QuickTake
Один из первых цифровых фотоаппаратов
был запущен в 1994 году. Был оснащен 0,3-мегапиксельной камерой, делавшей
изображения 640×480 пикселей, и встроенной вспышкой, но мог запоминать всего
лишь 8 снимков. Фотографии можно было посмотреть только на компьютере.
Стоимость составляла 600-750 долларов.
Попытка выхода на рынок закончилась
неудачей.
Бургер
McDonald’s Аrch deluxe
Пытаясь разнообразить меню, сеть
ресторанов быстрого питания запустила рассчитанный на взрослую аудиторию бургер
arch deluxe, отличающийся «более сложным вкусом». Потребитель не принял.
Парфюмерия
Harley Davidson
Захотела мотоциклетная компания
диверсифицировать свой бизнес, начав выпускать еще и парфюмерию. Футболки и
зажигалки, наряду с мотоциклами продавались неплохо.
Но, видимо, парфюмерия с запахом
мотоцикла не вполне то, что надо. По аналогии можно вспомнить придуманные
Жванецким и озвученные Райкиным духи «Вот солдаты идут».
«Вот
солдаты идут, нога в но…, нога в но…, нога в ногу…» (С)
Автомобиль
Ford Edsel
Продажи начались в 1957 году, однако
за первый год было продано всего 67 тысяч автомобилей. Проект провалился.
Йогурт
Cosmopolitan
Журнал Cosmopolitan, выпускаемый на
36 языках в более, чем 100 странах мира, решил выпускать еще и йогурты.
Фиаско полное.
Готовый
кофе Maxwell House
Кофе уже в пакетике. Только налить и
разогреть. Но. Надо перелить в чашку. Вот этого потребитель делать и не
захотел. Продукт спросом не пользовался.
Нижнее
белье BiC
Известная фирма производитель
одноразовых товаров- бритвенных лезвий, шариковых ручек, зажигалок, решила
освоить еще и нижнее белье. Неудача…
Интернет-телевидение
Microsoft
В середине девяностых компания
предлагала пользователям выход в интернет через телевизор.
Проект был рассчитан на потребителя,
сторонящегося новых технологий. Т.е., которому неохота осваивать компьютер.
Тоже неудача…
Карманный
персональный компьютер Apple Newton
Дебютировала Apple с этой новинкой аж в 1993 году.
Но. Цена выше $700, массивность,
неудачный PR…
Автомобиль
DeLorean DMC-12
В 1973 автоэнтузиаст Джон Делорен
(John DeLorean) покинул стены GM и основал собственный автомобильный бизнес.
Первым и единственным автомобилем
DeLorean Motor Company стал DMC-12 — спортивный автомобиль с кузовом из
нержавеющей стали и дверями в форме птичьих крыльев. Продажи начались в 1981,
но буквально через два года компания была объявлена банкротом. За это время на
свет появилось менее 9 тысяч автомобилей.
Известен автомобиль, благодаря
фильму «Назад в будущее», где изобретатель Эмметт Л. Браун переоборудовал
DMC-12 в машину времени.
Искусственная
кожа DuPont
В начале шестидесятых известная
фирма предложила кожзаменитель для женских туфель.
Не пошлО…
Видеомагнитофон
Betamax от Sony
Выпуск VHS начался в 1974 году, а Betamax в 1975.
Форматы взаимозаменяемы, выбор был за потребителем.
В итоге VHS дожил до двадцать первого века, пока не
был сменен DVD…
Из
девятнадцатого века:
Как-то раз к Вильяму Ортону,
президенту телеграфного подразделения компании Western Union, пришел
изобретатель и предложил купить патент за $100000. Для девятнадцатого века
сумма фантастическая.
Тот отказался, назвав изобретение
«коммерчески невыгодной электрической игрушкой».
Александр Белл не расстроился и
создал компанию AT&T, ставшую весьма успешной…
Роберт Фултон разработал первые
проекты парохода и подводной лодки, живя во Франции. Проект последней он
предлагал Наполеону в 1800 году. Первый пароход был испытан на Сене в 1803
году. Наполеона проекты не заинтересовали…
В 1806 году Фултон вернулся в США, где
и началось строительство пароходов…
Как известно, коммерчески неуспешен
был фонограф Эдисона. В то время, как появившиеся спустя непродолжительное
время грампластинки, успехом пользовались…
Из
шоу-бизнеса
В свое время компания Decca Records
отказалась от начинающей группы The Beatles. В компании EMI Records были
другого мнения, заключили с начинающей группой контракт и не прогадали…
Бирмиксы
в России
Бирмикс- это смесь пива с соком. На
Западе популярны у молодежной аудитории, на дискотеках.
В начале нулевых сразу две
пивоваренных компании С.-Петербурга начали выпуск таких бирмиксов.
Компания «Браво Интернешнл» (ныне
«Пивоварни Хейнекен») выпустила напиток «Белые ночи» с лимонным вкусом. Однако,
производство его длилось лишь несколько месяцев, затем было прекращено.
Отсутствие спроса.
«Балтика» выпустила напитки «Пати
микс» с лимонным, вишневым, апельсиновым соком и кофе. Эксперты высоко оценили
проведенную рекламную кампанию, бренды имели высокую узнаваемость. И продажи
стартовали неплохо.
Но. Планировалось, что доля бирмиксов
в продукции «Балтики» составит 5%. Однако, после удачного старта продаж многие
банки зависли на складах и в магазинах, перестали продаваться.
Последние годы бирмиксы на прилавках мне
как-то не попадаются. Хотя, говорят, их выпускают. Но объемы, видимо, очень
незначительны.
Потребитель не принял.
Вышеизложенное к чему?
А к тому, что никакой суперкомпьютер
не может заранее оценить предпочтения потребителя. Желания человека- это область
иррационального. Да.
Можно рекламой добиться популярности того или иного продукта. Но, опять же, не
в полной мере. Нередко рекламные и маркетинговые ходы компаний дают эффект,
противоположный ожидаемому.
Использовать экспертные оценки для
оценки спроса на продукт тоже бессмысленно. А то все вышеупомянутые компании их
не использовали.
И. Резюмируя.
Только потребитель на свободном
рынке выбирает из множества предложений нужный ему продукт. А предприниматели,
чей продукт не нашел своей ниши, несут убытки и, или банкротятся, или готовят к
выходу на рынок новый товар.
А мы с вами выбираем. И никакой суперкомпьютер
нам для этого не нужен. Выберем не то, что вассермановский компьютер
напланирует, а что левая задняя нога захочет. Ибо люди мы, существа
иррациональные…
Комментариев нет:
Отправить комментарий