среда, 6 ноября 2013 г.

О пьянстве

«Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство - без причин!»
(Пишут, что это перевод Роберта Бернса, но многие и сомневаются…)

         So… Некто Черный орел опубликовал статью о влиянии монгольского гена на русское пьянство.
        Вообще-то, о существовании подобного, именно монгольского гена, влияющего на склонность к пьянству, слышу впервые. Хотя и принято считать, что присущая многим коренным жителям Восточно-Европейской равнины брюнетистость и кареглазость обусловлена «монголо-татарским игом». 
         Но тут далеко не одни монголо-татары виноваты. До них Русь контактировала с печенегами, представлявшими собой смесь сарматов, угро-финнов, тюрков и монголоидов, затем непосредственно перед монголами появились тюркоязычные половцы, которые тоже вряд ли были голубоглазы.
          Не будем за прочих, ибо ранее по югу Восточно-Европейской равнины прокатывались орды гуннов и еще черт знает кого…
          Считается, что коренным русским присуща светловолосость и голубоглазость, и эти черты вполне можно наблюдать в деревнях русского севера, Архангельской области, например. Не буду за Архангельскую, подобные черты я наблюдал также среди жителей верховьев Оки, потомков славянского племени вятичей, в годы оные плативших дань «неразумным хазарам» (о щас «патриоты» встрепенулись). Именно таков мой двоюродный брат по отцовской линии, сам я при этом сероглазый шатен… 
         Кстати, светловолос и светлоглаз другой мой кузен, уже по материнской линии, но тут есть вероятность финских или шведских примесей…
         Еще такое наблюдение. Находясь в пятнадцатилетнем в возрасте в деревне, находящейся в семидесяти километрах от Орла, те самые верховья Оки, общался со сверстниками, никогда в жизни не бывавшими даже в Орле. Это 1969 год… Такая вот автаркия… И вроде кого только черти по этим местам не носили, включая набеги крымских татар на Москву, а поди ж ты…
          Ну, еще о «монголо-татарах». Не будем затрагивать творения Фоменко, в которых есть рациональное зерно, касающееся привязки истории к астрономии. Но, полагаю, сейчас уже никто не считает, что на Русь в первой половине тринадцатого века пришли полмиллиона монголов. Не смейтесь, меня так в школе учили.
           Монголов-то и сегодня в пустыне Гоби чуть боле миллиона, а тогда… Да, и, как пишут, для марш-броска в пять тысяч километров на каждого воина требовалось не менее трех лошадок. Таки подобная кодла по пути обожрала бы всю Сибирь…
           Поэтому, умные люди считают, что завоевателей из-за Волги было несколько десятков тысяч. И, вероятно, далеко не все они были монголоидами. А кроме того после непродолжительного по времени набега, войска завоевателей покинули Русь, основав свою столицу Сарай в низовьях Волги и, доверив сбор дани «святому и равноапостольному» князю вместе с воспылавшей нежной любовью к захватчикам русской православной церковью.
           И в последующем сбором дани занимались потомки Ярославича, среди которых особо отличился внучок Иван Данилыч Калита, показавший потомкам пример правильного несения государственной службы. То есть, собирая от имени «монголо-татар» налоги с жителей русской земли, значительную ее часть оставлял в своем кармане. Собственно, калита- это подвесной карман на поясе…
          Это я к тому, что переиметь всех жительниц Восточно-Европейской равнины захватчики с Востока вряд ли бы смогли…
          То есть… Вышеприведенная краткая историческая справка к тому, что вряд ли те кочевники, что совершили набег на Русь в первой половине тринадцатого века, оказали сильное влияние на склонность русских к пьянству…
           Касательно генов, влияющих на предрасположенность к алкололизму, таковые безусловно есть, но лезть мне, дилетанту в эту специфическую область как-то не с руки, коснусь так, поверхностно.
           Очевидно, что разные люди на алкоголь реагируют по разному, кто-то становится веселым и радостным, кто-то быстро чувствует усталость и ложится спать. Обусловлено это двумя группами генов, одна из которых ответственна за метаболизм алкоголя в крови, а вторая за поведение.
          Усвоение алкоголя происходит следующим образом: под действием фермента алкогольдегидрогеназы спирт или этанол превращается в ацетальдегид, фактически яд.
          Этот процесс у монголоидов происходит преимущественно быстро, а у европеоидов медленно. А вот второй этап обезвреживания ацетальдегида наоборот. Поэтому у монголоиды в среднем быстрее пьянеют, а также становятся алкоголиками после непродолжительного употребления напитков.
           По жизни у меня очень мало было знакомых монголоидов, а уж чтобы я с кем из них пил и вовсе не припомню.
           Но вот в восьмидесятые годы двадцатого века пару раз доводилось слушать продолжительные рассказы работника военкомата души-человека Васильмихалыча Лопатина. Дело в том, что раз в три года военкомат сгонял человек двести офицеров запаса на какие-то там курсы. Т.е., мы должны были под строгий учет с утра до вечера являться в актовый зал ПТУ и якобы чему-то там военному учиться.
           Ясен перец, мероприятие, как все в родной стране советов, проводилось исключительно для «галочки», никто запасников ничему учить не собирался, а оторванных с сохранением зарплаты от работы двести «мужчин в полном расцвете сил» (а сколько таких в масштабах страны…) развлекал своими байками Васильмихалыч…
          И вот поведал он нам, как в молодые годы, разгромив Квантунскую армию, занимался налаживанием мирной жизни в китайской Маньчжурии. Для чего пытался заставлять китайцев выполнять какие-то работы. Но те, заразы этакие, говоря «моя твоя не понимай», работать категорически не желали.
           С целью выработки трудолюбия в братском китайском народе Васильмихалыч заставлял их насильно пить местную водку- ханку, после чего загонял в товарный вагон плотно- плотно, как шпроты в банку, где они дружно облевывали друг друга… После чего становились покладистыми…
           Да, ну, так вот, возвращаясь к ферментам, у европейцев расщепление ацетальдегида происходит куда быстрее, чем у монголоидов. Русские в этой скорости расщепления занимают промежуточное положение между европейцами и монголоидами. Ну, и впрямь, евразийцы мы по философу Дугину или азиопы по экономисту Явлинскому.
           Считается еще, что наличие такого фермента у европейцев благоприобретенное, ибо народы средиземноморской цивилизации уже много тысячелетий употребляли виноградное вино, германские народы севера напитки типа пива. И у славян популярны были слабоалкогольные напитки типа медовухи, незря князь Владимир по этому принципу религию выбирал…
           А вот индейцы, чукчи, эскимосы такой многовековой тренировки не имели, а им сразу шарах и водку стали наливать. Ну, и…
           Помимо влияния ферментов на склонность к алкоголизму различают также генетических оптимистов и генетических пессимистов. Т.е., у каждого человека в мозгу имеется так называемая «зона рая», в которую идут сигналы удовольствия. И у оптимистов до «зоны рая» сигналы доходят быстро, а у пессимистов медленно.
           Но. Алкоголь повышает скорость дохода сигналов удовольствия до «зоны рая», что является одной из предпосылок алкоголизма.
            Мне, видимо, в этом плане повезло, ибо я ощущаю себя генетическим оптимистом:
«У природы нет плохой погоды…» (Э.Рязанов)
И
«Мой небосвод кристально ясен
И полон радужных картин.
Не потому, что мир прекрасен,
А потому, что я кретин» (И.Губерман)
          Наверное, именно присущий мне генетический «кретинизм» помог не спиться в девяностые, когда после пятнадцати лет работы конструктором ядерных реакторов пришлось резко менять профессию, а работая в одной из коммерческих фирм (ух, сколько я их за девяностые сменил) кроме прочего пару раз имел и такую забаву, как с руководством фирмы на бандитские «стрелки» ездить.
           Замечу, было что пить. В конце восьмидесятых водка, как и многое другое, стала по талонам, на взрослого в месяц отоваривали две бутылки водки, а поскольку оный напиток в России всегда играл роль одной из национальных валют, мы с женой покупали четыре бутылки в месяц. И не пили ее… И их накопилось, уж и не припомню, но бутылок тридцать- сорок…
          А потом, с началом экономических реформ, я эти бутылки за исторически короткий промежуток времени скушал. Замечу, при этом, ни к Гайдару, ни к Чубайсу, ни к «дедушке» негатива у меня нет. Ибо «у природы нет плохой погоды…»
           Да, пришлось трудновато в девяностые, зато сейчас, благодаря реформам жизнь вполне наладилась, и многие составляющие нынешней жизни превышают мой детские представления о «светлом коммунистическом завтра», которое обещал построить Хрущев…
            Вернемся к пьянству. Монголоидов касаться не будем, ибо мы тут преимущественно европеоиды.
            Века до пятнадцатого на Руси употребляли только слабоалкогольные напитки, потом появилась водка, приоритет создания которой у нас оспаривают поляки.
            Крепкие алкогольные напитки типа бренди, получаемые путем дистилляции виноградного или фруктового вина, считается, появились в Европе веке в двенадцатом.
            По поводу виски, получаемого из зерна путем брожения и перегонки, есть версия, что гнать ирландцев его научил Святой Патрик. По другой версии, занесли крестоносцы, вернувшиеся с Ближнего Востока.
            Почему-то… Трудно однозначно ответить на вопрос, почему, но в Европе так, как в России не пьют. Т.е., не напиваются систематически до скотского состояния. Как многие наши граждане.
            Хотя с советских времен известны «отрывы» приезжавших в Ленинград финнов и напивавшихся до полной отключки. Некоторых финских туристов из гостиницы к автобусу подвозили по утрам аж на тележке…
            Но у себя-то в Финляндии они так не пили. Говорят, дорого у них, и это, безусловно, так. Но они, насколько мне известно, и плодовоягодные напитки для собственного употребления изготавливают и аналог нашей самогонки производят. И нет у них такого алкоголизма, таких «синяков», как в России.
            То же касается поведения скандинавских, британских, немецких туристов на отдыхе в южных странах, где бывают и наши соотечественники. Доводилось и мне слышать пьяный ночной ор загулявших западных компаний.
            Ну, и чего?.. Люди на отдыхе, поотрываются, поорут песни, потом вернутся домой и станут употреблять вполне умеренно после работы. И не спиваться до такого состояния, как спиваются российские граждане.
          При том, как говорит статистика, абсолютного алкоголя в Европе употребляют не меньше нашего. Но. Преимущественно, в виде вина на юге и пива на севере.
           Нет у них таких алкашей, как у нас!!!
           Я уж не говорю, что жидкости для протирки поверхностей европейцы не пьют.
           Кстати, они и грибы в лесу не собирают. Не знают, что их можно есть… Вот мухоморный отвар, то да, напиток скандинавских берсерков…
           А пьянство распространено у нас еще и потому, что отношение к пьяным в массе вполне терпимое. Не раз в советской еще жизни слышал от сердобольных бабушек просьбы уступить пьяненькому место в общественном транспорте.
           Другой случай вспоминается, сколько-то там лет назад. Стоял в промзоне на автобусной остановке. Ранней весной, холодно еще было. А посреди дороги лужа была глубокая. Ну, и сильно нетрезвый гражданин в нее упал.
           Так стоявшие на остановке тетки стали от меня требовать, чтобы я помог ему из лужи подняться, мотивируя тем, что, мол, все такими бывают.
На что я возразил, не бываю, а помочь могу только набрав на мобильнике 02 или 03 по желанию присутствующих.
           Редчайший случай встречи с «синяками» в чехословацком тогда еще городе Пльзень вспоминается более четверти века назад. Пльзень вообще пивной город. Праздрой там варят, Гамбринус и еще много чего. Население в конце восьмидесятых было около ста семидесяти тысяч, а ресторанов и кафешек, это тогда еще, в социалистической Чехословакии, мы по карте более сотни насчитали. Не учитывая наличие точки розлива почти на каждом углу…
           Так вот, когда в автобус однажды села пара пьяных «синяков», народ от них шарахнулся, как от прокаженных.
           С другой стороны, после работы они все по ресторанам и кафе сидели. Тем же и мы, советские командированные занимались. И когда по вечерам все ехали домой на трамваях, троллейбусах, автобусах, поддатые были почти все
           Именно поддатые. Веселые, шутили, песни пели. Тетка, какая-то, услышав русскую речь, в беседу с нами вступила. Видно было, что не сильно трезва, но вполне адекватна. Не пьяная.
           И такое употребление алкоголя норма для Европы. Пьют, но не напиваются…
           Небольшое добавление. И так все знают, что на степень опьянения влияют закуска, хорошо ли человек выспался и т.д. И даже, хорошее или плохое настроение у него.
           Вот у меня с утра хорошее было. Проснулся часов в семь, начал писать эту статью, потом пошел на тренировку, пробежал 20км. А после за обедом бутылку красного вина выпил. И ни в одном глазу. Статью продолжил писать...
           О как...
Беллетристика от Razdolbaeff`a

Комментариев нет:

Отправить комментарий