Идея этой статьи навеяна постоянными
для российской внешней политики обвинениями США в агрессивности, в связи с
событиями в Ираке, Сербии, Сирии и т.д.
Сначала приведу строки
стихотворения с тем же названием Редьярда Киплинга в переводе А.Сергеева:
Неси это гордое Бремя -
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли -
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей.
Неси это гордое Бремя -
Будь ровен и деловит,
Не поддавайся страхам
И не считай обид;
Простое ясное слово
В сотый раз повторяй -
Сей, чтобы твой подопечный
Щедрый снял урожай.
Неси это гордое Бремя -
Воюй за чужой покой -
Заставь Болезнь отступиться
И Голоду рот закрой;
Но чем ты к успеху ближе,
Тем лучше распознаешь
Языческую Нерадивость,
Предательскую Ложь.
Неси это гордое Бремя
Не как надменный король -
К тяжелой черной работе,
Как раб, себя приневоль;
При жизни тебе не видеть
Порты, шоссе, мосты -
Так строй их, оставляя
Могилы таких, как ты!
Неси это гордое Бремя -
Ты будешь вознагражден
Придирками командиров
И криками диких племен:
"Чего ты хочешь, проклятый,
Зачем смущаешь умы?
Не выводи нас к свету
Из милой Египетской Тьмы!"
Неси это гордое Бремя -
Неблагодарный труд, -
Ах, слишком громкие речи
Усталость твою выдают!
Тем, что ты уже сделал
И сделать еще готов,
Молчащий народ измерит
Тебя и твоих Богов.
Неси это гордое Бремя -
От юности вдалеке
Забудешь о легкой славе,
Дешевом лавровом венке -
Теперь твою возмужалость
И непокорность судьбе
Оценит горький и трезвый
Суд равных тебе!
Родных сыновей пошли
На службу тебе подвластным
Народам на край земли -
На каторгу ради угрюмых
Мятущихся дикарей,
Наполовину бесов,
Наполовину людей.
Неси это гордое Бремя -
Будь ровен и деловит,
Не поддавайся страхам
И не считай обид;
Простое ясное слово
В сотый раз повторяй -
Сей, чтобы твой подопечный
Щедрый снял урожай.
Неси это гордое Бремя -
Воюй за чужой покой -
Заставь Болезнь отступиться
И Голоду рот закрой;
Но чем ты к успеху ближе,
Тем лучше распознаешь
Языческую Нерадивость,
Предательскую Ложь.
Неси это гордое Бремя
Не как надменный король -
К тяжелой черной работе,
Как раб, себя приневоль;
При жизни тебе не видеть
Порты, шоссе, мосты -
Так строй их, оставляя
Могилы таких, как ты!
Неси это гордое Бремя -
Ты будешь вознагражден
Придирками командиров
И криками диких племен:
"Чего ты хочешь, проклятый,
Зачем смущаешь умы?
Не выводи нас к свету
Из милой Египетской Тьмы!"
Неси это гордое Бремя -
Неблагодарный труд, -
Ах, слишком громкие речи
Усталость твою выдают!
Тем, что ты уже сделал
И сделать еще готов,
Молчащий народ измерит
Тебя и твоих Богов.
Неси это гордое Бремя -
От юности вдалеке
Забудешь о легкой славе,
Дешевом лавровом венке -
Теперь твою возмужалость
И непокорность судьбе
Оценит горький и трезвый
Суд равных тебе!
Сэр Редьярд, «бард британского
империализма», многими осуждаемый за расизм, здесь о бремени Белого человека
нести свет цивилизации и прогресса народам диким и отсталым. Мятущимся
дикарям, наполовину бесам, наполовину людям.
Простое ясное слово, пишет, в сотый
раз повторяй, чтобы дети этих дикарей, проживающих на плодороднейших почвах, не
пухли с голоду. Как случилось в Зимбабве, которая ранее носила название Южная
Родезия по имени Сесила Родса и управлялась белым меньшинством.
Когда же в 1980 году, после
многолетней кровопролитной гражданской войны, под контролем Великобритании и
ЮАР в стране провели выборы…
О неприемлемости демократических
процедур в отношении стран с неграмотным
и ленивым большинством я уже писал. Как и то, что лучшей системой для
подобных народов является меритократия…
Ну, таки вот, черное большинство
этой страны выбрало в президенты маоиста, антирыночника, антиамериканиста и
людоеда Роберта Мугабе. В следствие чего белые фермеры, в отношении которых
черным большинством были предприняты репрессивные меры, в срочном порядке
страну покинули, не объяснив оставшимся, что делать с имеющимися в стране
плодородными почвами.
Как результат, в стране проблемы со
всеми видами товаров, включая продовольственные, и национальная валюта с
двенадцатью нулями на банкнотах, нищета, голод…
Как видно из стихотворения, киплинговский
империализм заключается в борьбе с голодом, болезнями, строительстве дорог,
мостов. И за это Белым людям приходится воевать, ибо дикари не очень
желают приобщаться к предлагаемым благам цивилизации, и свое право лежать под
пальмой, не обращая внимание на Египетскую
Тьму и умирающих от голода детей, отстаивают с оружием в руках.
И кто же этот самый Белый человек, о
бремени которого писал Киплинг? Обычно принято считать белыми представителей
европеоидной расы. Их еще и арийцами называют. А некоторые особо отмороженные
патриоты пишут, что арийцы это и есть русские, история которых насчитывает
несколько десятков тысяч лет… Это, на мой взгляд, к дохтуру…
Но. К этой же расе относятся и
весьма смуглокожие индусы, цыгане, арабы, жители Средней Азии, Ирана,
Афганистана…
Получается, что Белый человек по
Киплингу должен был нести прогресс другим белым людям, проживающим на
полуострове Индостан.
А можно ли считать белыми людьми
жителей стран, где женщины на улице не имеют право открывать лицо?
Или стран, где трем молодым женщинам
за танец на территории некоего заведения, оказывающего малограмотным гражданам
платные ритуальные услуги от лица, проживающего на небесах или где-то там еще и
обладающего магическими навыками мифического существа, дают реальный двухлетний
срок и содержат их на зоне вместе с уголовниками?
Поэтому давайте отличать Белых
людей с большой буквы или европейцев от белых с маленькой буквы или
европеоидов, т.е. имеющих лишь внешние признаки, сходные с европейцами.
Этимология термина Европа имеет два
толкования. Одно от греческого широкоглазая,
другое от семитского страна заката.
Но оба варианта не более, чем версии.
Понятие Европа несет в не только
географический, но и исторический, социокультурный, религиозный, политический
смысл.
Впервые отделять Европу от Азии
стали древние греки в период войн с персами, придавая этому термину не только
географический, а они полагали Европу материком, отделенным от Африки
Средиземным, Малой Азии Эгейским, а от северных стран Черным морем, но и
политический смысл. Греческая демократия отделяла себя от восточной деспотии
Персии.
Однако, затем Римская империя
отождествляла себя не с Европой, а со Средиземноморской цивилизацией,
включавшей Южную Европу, Малую Азию и Северную Африку.
Вновь обособление Европы в
политическом смысле началось в седьмом веке, когда арабы оккупировали всю Малую
Азию, оставив Византии лишь небольшой кусочек Анатолийского полуострова, и
Северную Африку.
Постепенно формировалась мысль о
единстве Европы и понятии «европейскость» (еuropeanness). Объединяющими
началами для Европы, географически включавшей в себя земли от Атлантики до
Восточной Европы, граница между которой и собственно Европой, согласно
Л.Н.Гумилеву, проходила по нулевой изотерме января, были Римская католическая
церковь и Священная Римская империя.
В пятнадцатом веке, с усилением
тюркской угрозы, Европа стала считать себя синонимом христианского мира.
Забегая вперед. Развивавшееся в
условиях практически полной изоляции от Запада Великое княжество Московское,
впоследствии ставшее Великороссией, считало христианским миром себя, а жители
этого княжества эдак скромненько именовали себя крестьянами, что, собственно, и
значит христиане…
Но уже веку к восемнадцатому
европейцы перестают отождествлять себя с христианством, хотя оно из их жизни
никуда не делось, а начинают отождествлять Европу с цивилизацией. С этого
времени начинают формироваться идеи превосходства Европы и европейских народов
над другими регионами и их населением.
И немудрено… Ведь именно в Европе от
католичества отпочковалась протестантская религия с ее слоганами «Работать,
значит молиться» и «Жить бедно, чтобы умереть богатым».
Именно в европейских странах с
преимущественно протестантской религией начинается промышленная революция,
изобретаются ткацкий станок, паровая машина… Прогресс движет стремление умных, инициативных,
пассионарных граждан к личному обогащению.
В девятнадцатом веке прогресс стал
синонимом европейской цивилизации (la civilisation europenne- термин введенный
французским аббатом Бодо в 1766 году) и ее экспансии. Утвердилась мысль, что в
европейской цивилизации мировая история достигла высшей точки своего развития,
и что Европа должна вести остальной мир к благам цивилизации.
Тогда же возникают идеи политического объединения
Европы, которые, впрочем, стали реализовываться лишь к концу двадцатого века.
Замечу, что наряду с цивилизаторской
миссией англичан в странах Индокитая или французов на территории нынешней
Канады, а упомянутый выше аббат Бодо наряду с миссионерством имел ввиду и
приобщение индейцев к благам цивилизации, европейцы выступали и за прямую военную помощь народам,
борющимся за свое освобождение.
Причем, у истинных европейцев
понимание справедливости не лежало только в рамках конфессиональной
принадлежности. Это к вопросу о нередко муссируемой в России исконной нелюбви
католиков и протестантов к православным. Греческая революция 1821-32г.г. в куда
большей степени опиралась на поддержку Западной Европы, нежели православной
России, хотя такая поддержка тоже была, и многие русские люди, как и англичанин
лорд Байрон воевали за независимость православной Греции.
Можно заметить также, что Греция в
течение многих веков была частью Османской империи, и греческое восстание было
ничем иным, как гражданской войной, внутренним делом этой империи.
Однако, участие, как русских, так и
европейцев в борьбе за ее освобождение принято считать делом справедливым.
В 1876 году один из сторонников
идеи объединенной Европы Виктор Гюго также призывал европейские страны оказать
помощь восставшим против тех же турок сербам, невзирая на их конфессиональную
принадлежность.
Русские в те же годы 1877-78г.г.
освободили от турецкого ига родственную им по религии православную Болгарию,
порекомендовав им затем монарха из гессенской династии. Однако, тот,
процарствовав несколько лет, сам отказался от поста.
Нарождавшаяся болгарская буржуазия
после долгих поисков выбрала себе в монархи экс-поручика австро-венгерской
армии принца Фердинанда Кобургского…
И опять же, с точки зрения
сегодняшней российской официальной политики, поддержка восставших против турок
болгар была вмешательством во внутренние дела Османской империи. Несмотря на
это, мы в сегодняшней России продолжаем почитать героев Шипки и Плевны…
Наличие когнитивного диссонанса у
нынешней российской власти не наблюдается, не?..
Вернемся к Европе. Что считать ею, а
что не считать. Как я выше уже написал, древние греки полагали Европой
собственно Грецию, в средние века границу Европы проводили по «гумилевской»
нулевой изотерме января, к Западу от которой парадоксальным образом утвердились
католицизм и протестантство, а восточнее православие.
Татищев в 1720 году предложил
провести восточную границу Европы по хребту Уральских гор, и далее по реке Яик
(после восстания Пугачева Урал) вплоть до его устья, впадающего в Каспийское
море. Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и
за её пределами. На Кавказе граница проходит по Кавказскому хребту.
Однако. Еще в 1906 году Менделеев
писал: «Отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с
течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже пропадёт».
Сейчас деление материка Евразия на
Европу и Азию по Татищеву носит весьма условный характер. Ибо, если взять даже такую
сферу человеческой деятельности, как футбол, то европейская футбольная
ассоциация включает в свой состав, помимо географически европейских стран,
такие страны, как Казахстан, Турция, ну, у этих двух хоть маленький кусочек, да
в Европе, Азербайджан, Армения, Грузия, Израиль…
Если же применить к жителям разных
государств термин «европейскость», не как географическую принадлежность или
цвет кожи, а именно цивилизованность, то к Европе, как социокультурному и
политическому понятию относятся США, Канада, Австралия, Новая Зеландия… Эти
страны населены людьми, являющимися европейцами по менталитету.
А Япония?.. Которая вступила на путь
политической европеизации в конце девятнадцатого века (революция Мэйдзи) и,
можно сказать, почти полностью европеизировалась после Второй мировой войны не
без помощи оккупировавших ее американцев.
И чего?.. Сильно этим японцы
недовольны?.. Отнюдь не так. У молодых японцев, так вообще сильна любовь к
Америке и американскому образу жизни. Несмотря на Хиросиму и Нагасаки…
Пропаганда, скажете?.. Не думаю.
Ибо, как не пропагандируй преимущества
колхоза перед частнособственническим, акционерным способом производства, а выгребной
ямы перед теплым чистым туалетом с унитазом, люди умные и неленивые предпочтут
блага цивилизации дикости и отсталости.
Притом политическая и
экономическая европеизация ничуть не исключает сохранения национальных
особенностей, типа там восточных ритуалов, национальной кухни и т.п. Как и в
самой Европе есть различия в культуре, кухне и т.д. итальянцев, французов,
немцев. Никакая глобализация не ведет к сглаживанию этих различий.
Равно, как и в России питерцы
говорили и будут говорить: буханка хлеба, поребрик, парадная, проездной, а
москвичи булка хлеба, бордюр, подъезд, билет, имея ввиду одно и то же…
А принявшие за основу европейский
путь развития «азиатские тигры» Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Разве
население этих стран не европеизировалось, несмотря на цвет кожи и разрез глаз
подавляющего большинства населения? Причем путь от дикости и экономической
отсталости до вхождения в число мировых экономических лидеров эти страны прошли за несколько десятков лет. И не без помощи Белых людей из тех стран, где они уже давно стали Белыми.
Показателен в этом плане пример
Сингапура, ныне одного из мировых технологических, а также по уровню жизни
населения лидеров, совершившего рывок из дикости в цивилизацию во многом
благодаря усилиям своего многолетнего лидера Ли Куан Ю. Который, с его же слов,
очень многое заимствовал у английской колониальной администрации и из опыта других стран Запада.
Причем опыта довоенных лет, ибо во
второй половине двадцатого века страны Запада стали слишком социалистическими,
т.е., более отсталыми в понимании Ли Куан Ю, а те же англичане стали слабее,
чем раньше, отвыкли рассчитывать исключительно на самих себя.
Уже Тэтчер, проводя вновь
либерализацию британской экономики немало, с ее слов, заимствовала у Ли Куан Ю…
Вкратце этапы, которые в своем развитии
прошла Европа, сделавшие ее лидером мировой цивилизации и выковавшие Белого человека:
-Демократия древнегреческих полисов.
-Римское право, заимствованное у Рима
завоевавшими его варварами.
-Система вассальных отношений «Nullum officio sine beneficio», никакой услуги без благодарности, коренным образом отличающаяся от восточной сатрапии.
-Католическая ветвь христианской
религии, не столь прямолинейно, как ортодоксальная принимавшая тезис «всякая
власть от Бога».
-Возрождение… Не будем в рамках
данной статьи разбираться в противоречиях между историей по Фоменко и
Скалигеру. Неважно, было ли это действительно возрождение искусства и культуры
античности или все античное искусство создано во Флоренции на Малой Арнаутской
улице. Важно, что в тринадцатом- четырнадцатом веках началось бурное развитие
искусства, а наряду с ним ремесел, техники.
-Магдебургское право, т.е., самоуправление городов, независимость городов от королей, герцогов, баронов. Именно в таких, живущих по магдебургскому праву городах, формировался Белый человек, европеец, привыкший рассчитывать на самого себя, ни у кого ничего не просить, руководствующийся принципом «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»…
-Магдебургское право, т.е., самоуправление городов, независимость городов от королей, герцогов, баронов. Именно в таких, живущих по магдебургскому праву городах, формировался Белый человек, европеец, привыкший рассчитывать на самого себя, ни у кого ничего не просить, руководствующийся принципом «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой»…
-Наконец, возникновение
протестантской ветви христианской религии, наряду с множеством «тараканов»
раннего лютеранства, кальвинизма, пуританства и т.д., провозгласившей доблестью
труд во имя
личного обогащения.
Вот все вышеперечисленное и привело
к формированию Белого человека, европейца.
Бурное развитие капитализма в Европе,
индустриальная революция.
Всё!!! Всё, на чем мы ездим, плаваем,
летаем, что включаем в розетку, и что на аккумуляторах, от паровой машины Уатта
до современной микроэлектроники создано в странах европейской цивилизации, к
которым, как я выше написал относится не только сама Европа
Кто хочет подокапываться, адресую к своей статье «К вопросу об изобретении персонального компьютера. И не только его»…
К сожалению, до демократии и
либеральной экономики, являющихся основой прогресса и процветания
самостоятельно удается дорасти не всем. Благодаря мудрым правителям, это
удалось Сингапуру и Тайваню. Южной Корее, Японии в том в немалой степени
способствовали американские оккупационные войска.
В 1989 году Жванецкий писал: «Неважно
выиграл ты войну или проиграл, важно кому ты ее проиграл».
Это он ГДР с ФРГ сравнивал. ГДР возникла
в зоне советской оккупации, ФРГ- американской. И на протяжении сорока лет
восточные немцы лезли на Берлинскую стену под пули гэдэровских погранцов,
тысячи их там погибли. Делали подкопы, пытались перелететь на воздушном шаре…
Когда в восемьдесят девятом стало
ясно, что СССР не введет в ГДР свои войска для подавления народного восстания,
как в начале пятидесятых в той же ГДР и Польше, в 56-м в Венгрии, в 68-v в
Чехословакии, режим Хонеккера рухнул. Возникла объединенная Германия, одна из
ведущих мировых держав по технологическому развитию и уровню жизни населения.
В сорок пятом США оккупировали
Японию. Сегодня также один из мировых лидеров. И никакого антиамериканизма в
японском обществе нет. Понимают и благодарны…
В годы корейской войны по решению ООН
США ввели войска на территорию Южной Кореи. В противовес им на территорию
Северной пришли китайцы и летчики из СССР.
И? Южная Корея сегодня двенадцатая
экономика Мира (полвека назад была одной из последних), это Samsung, Hyundai, Daewoo, LG, Kia Motors и
прочие.
В Северной Корее едят траву и кору деревьев… Не донес до Северной Кореи Белый человек свое бремя…
И далеко, ой, как далеко не везде
принимают с благодарностью принесенные Белым человеком плоды цивилизации.
Восприимчивость к ней зависит от способности аборигенов к изменениям. А
меняться самому и менять что-то вокруг себя обычно не хочет никто.
Зачем работать, что-то делать, если
можно взять палку, сбить с пальмы кокос, насытиться и продолжать лежать под
пальмой.
Зачем нам сто сортов сыра и колбасы
в супермаркете, айфоны, ниссаны и пятизвездные отели на теплых морях, если ради
них надо крутиться, суетиться, переучиваться на новые, более востребованные
профессии. Да, ну их…
Лучше буду ракеты делать и енисеи
перекрывать, меня этому сорок лет назад в ПТУ выучили. А покушать я и хлебушка
с килькой в томатном соусе могу, отдохнуть и на турбазе в фанерном домике с
удобствами во дворе…
Другие статьи о
политике и экономике
Комментариев нет:
Отправить комментарий