четверг, 15 февраля 2018 г.

План спасения 2.0. Часть 3

     Часть 1
   Часть 3. Образование
       Одно дело пропаганда, другое образование. Оное нужно не только, чтобы в башке какая-то сумма фактов содержалась, научить думать куда важнее, но и сложнее…
      Не знаю насчёт пяти процентов, но огромное число граждан считать в уме просто не умеет, сталкивался не раз. Ну, и, согласно ВЦИОМ от 08.02.2011, треть соотечественников полагает, будто Солнце вращается вокруг Земли, это и те, кто в советских ещё школах учился.
      На необходимость образования населения и методы его осуществления существует немало различных точек зрения, например:
      «Русскому народу образование не нужно, ибо оно научает логически мыслить» (К. П.Победоносцев)
       «Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведёт к анархии…» (П.А.Столыпин)
      "Свобода без просвещения приведет только к анархии и беспорядку" (Е.Р.Дашкова)
      «Если морда ящиком ноги сильные и большая грудь, то не академиком, а грузчиком ты будь…» (Л.П.Дербенёв).
       «Я никогда не позволял школьному обучению вмешиваться в мое образование» (Марк Твен)
       «Иной раз у меня создается впечатление, что детей лучше топить, чем заключать в современные школы» (Мария Кюри)
       «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует» (Альбер Камю)
       «Предприимчивые отцы, позвав на помощь всю свою мудрость, решили, что воспитание детей требует слишком большого напряжения сил их родителей. Так что они обеспечили тюрьмы, называемые школой, оборудовали их орудиями пыток, называемыми образованием» (Джон Апдайк)
      «Народ невозможно просветить, потому что просвещенный народ теряет свою основную функцию – перестает быть народом. Кто-то же должен строить каналы и бросаться под танки, и поэтому, как только народ станет просвещенным,   он немедленно утратит свои основные функции – строить пирамиды,  Байкало-Амурскую магистраль, стоять в очереди в  мавзолей,  совершать подвиги и ходить крестными ходами».
(А.Г. Невзоров)
      Ну, то есть, к системе образования, именуемой школой, критическое отношение не только у нас. Образованными становятся те люди, которые хотят ими стать сами, хотя сомневаюсь, что такое стремление есть у семилетних. Оно возникает в семьях, где детей на это ориентируют родители, которые сами образованы. «От осины не родятся апельсины». ©
      Сдаётся мне, российские власти, как и некогда советские…
      Многие люди, изучавшие в советских вузах теоретическую механику и сопромат наряду с научным коммунизмом, по сей день талдычат про некое светлое будущее, которое может наступить, когда средства производства из рук рачительных собственников перейдут в руки безответственных разгильдяев. Прожив жизнь в СССР, они, выходит и не слышали прибауток типа «Гудит, как улей большой завод, а мне те хуле, ###сь он в рот» и «Ты здесь хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь».                                                     
        Российские власти с одной стороны имеют целью вбивать в головы подрастающего поколения некоторую сумму знаний, применимую при добыче углеводородов, но с другой таких знаний, которые бы не научали молодёжь мыслить логически.
      Похоже, они там наверху сами не очень склонны к логике. Министр образования преподаёт в Духовной семинарии и, по слухам, как и президент, верит в обладающее магическими свойствами мифическое существо, состоящее из двух близких родственников мужского пола и некой газообразной субстанции. 3,14##ец полный. Туши свет. О каком тут образовании вообще может идти речь?..
      Профессор кафедры МГИМО Катасонов, книжки которого издаются массовыми тиражами, ссылаясь на то же мифическое существо и человека с ПГМ в последней стадии Николая Сербского, пишет, что целью экономики должна быть подготовка к загробной жизни. Блин!!! Где тут образование? В МГИМО преподают мракобесие, иначе не назвать.
      А евразиец («азиоп» ©) Дугин, не так давно ещё заведовавший кафедрой социологии МГУ, называет физику, химию и биологию «бесовскими науками».
      Ну, и в дополнение к вышесказанному мелькнувшая в новостных лентах цитата от того же министра образования Васильевой (декабрь 2017 года), что компьютером в России владеют 16% школьных учителей… Даже не комментируется. Кто будет учить, если учителей нет? Те 84%, не владеющих компом, должны быть отстранены от обучения детей немедленно.
      И. От государства надо отделить не только церковь. Это без вариантов. Имхо, ещё и школу. Хорошее дело начинал Ходорковский, создавая лицеи, в которые набирал способных детей, имея ввиду, очевидно, подготовку будущих кадров для «Юкоса». По известным причинам не срослось.
      За ЕГЭ уже много сказано. С одной стороны вроде аналогичные тесты есть в других странах, хотя они, как пишут, больше ориентированы на какую-то сумму знаний, а не на сообразительность. С другой, почему бы не сдавать этот ЕГЭ не на выходе, а на входе. При поступлении в вуз, на работу. Если для какой-то работы («Если морда ящиком…») он не требуется, так и сдавать не надо.
      Хороший вариант- платность образования. При бесплатном учитель прежде всего государственный служащий, отчитывающийся перед начальством за выполнение показателей. Куда лучше, если бы родители покупали образование для своих несовершеннолетних детей. Бесплатное не ценится. Для этого деньги из рук министерства образования отдать в руки родителей, но по принципу маткапитала исключив возможность тратить их на что-либо кроме образования.
      Вариант- контроль общества за школами через попечительские советы, как принято в цивилизованном мире. Но это и не в российских традициях, и «настоящих буйных мало» ©, а независимые от государства общественные организации у нас мигом объявляют иностранными агентами и пятой колонной.
      Минимизировать обязательную образовательную программу. Умение писать, считать (а ведь не умеют, см.выше!) и пользоваться гаджетами достаточно для огромного числа профессий. Прочее по выбору родителей и самих детей. Не помню, у Сонина или Алексашенко читал, зачем детей учат химии, которая по жизни мало кому нужна, и не учат азам экономики, которые нужны абсолютно всем. А потом идиоты берут кредиты под один процент в день…
       И зачем вообще школы с малограмотными учителями, если есть Интернет? Узнать можно всё. Хотя точки зрения могут быть прямо противоположны. Дарвин и библия. Резун-Суворов (не только он) и антирезунисты. Каждый вправе верить, во что хочет, а вот вуз, предприятие могут вполне огласить список сайтов, по которым надо готовиться к сдаче экзамена для поступления именно к ним. Ясен перец, при поступлении в семинарию не надо ссылаться на Дарвина или Докинза.
                                                             *  *  *
       И. Полное и абсолютное отделение всех церквей всех конфессий от государства. От образования в первую очередь. Частные церковные школы и вузы бородатые люди с крестами пусть создают сколько хотят, если есть покупатели. Ходить или не ходить в церковь личное дело учителя или преподавателя вуза. Но никаких упоминаний про обладающие магическими свойствами мифические существа с церковной позиции в стенах школы. Обсуждение этого существа только в рамках курсов физики, химии, биологии и прочих «бесовских наук»…
      Всяким матушкам аннам кузнецовым законодательно запретить приближаться к детям, ну, может, кроме собственных. Но и тут подумать надо…
                                                             *  *  *
     Ещё пара точек зрения:
      Логичная точка зрения, коснусь ещё при рассмотрении избирательной системы. Хотя и вузы у нас, и преподаватели в них очень даже разные. Взять хотя бы вышеупомянутых Катасонова и Дугина…
      То есть, помимо чтения и счёта в первую очередь надо учить людей думать, ориентироваться в море информации, чему в школе не учат, вдалбливая огромное количество ненужных знаний, которые выветриваются мгновенно, как только прозвучит звонок на перемену.
                                                             *  *  *
       Ну, и поучиться, как поставлено образование у сегодняшних мировых лидеров в этой области (по экспертным оценкам): Финляндии, Южной Кореи.
       Очевидно, оно построено на уважении общества к людям, которых сегодня в России зовут «креаклами». Там у них, чтобы хорошо жить, надо учиться на «креакла», в России же идти в чиновники или силовики. Вот эту-то ситуацию и надо менять…

3 комментария:

  1. В Германии тоже хорошо быть чиновником-зарплата невелика, но они "неприкасаемы", их не увольняют по сокращению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, это все плюсы?..
      В России быть чиновником, майором, курирующим территорию, означает кормиться с неё...

      Удалить
  2. Ещё одна цитата от Т.В.Черниговской:
    Сегодня становится очевидно, что такой учитель не нужен никому, особенно в нынешнее время, когда нас окружает гигантское количество фейковой информации. Безусловно, если вы скажете: «Окей, Гугл» — он вам выдаст все что хотите, но мы же не будем доверять всему подряд. Поэтому нужен такой преподаватель, который скажет: вот источники, где надо изучать информацию по таким-то наукам, другим мы не доверяем. Учитель должен задавать направление. Именно поэтому онлайн-курсы, хотя они и являются отличной вещью, могут быть полезны лишь в качестве дополнительного образования. Но учиться необходимо по-прежнему у конкретного человека, у личностей, которых никакой онлайн-курс никогда не заменит.

    Сегодня необходимо прежде всего научить учиться, научить, как использовать свою память, как справляться со стрессом и мультизадачами, которые идут параллельно. Как извлекать информацию, где ее брать, учитывая, что ее стало так много? Как контролировать внимание и память, как классифицировать и упаковывать информацию? Может быть, вы с этим уже справляетесь, я — абсолютно нет. Ведь даже пока мы разговариваем с вами, вышло уже штук 50 статей в любой из областей, в которых я работаю. И я никогда не смогу прочесть весь этот объем. Но при этом важно помнить, что обучение меняет мозг: если вы не будете давать ему трудной работы, он не будет работать эффективно. Сложность этой работы для каждого своя: для старушки на лавочке это решение простого кроссворда, для вас — это другая работа. Доказательство теоремы, которую вы не понимаете, изучение древних языков — все что угодно. Главное, чтобы мозг получал трудную работу. И чтение сложных книг — отличный способ тренировать свое белое и серое вещество.

    ОтветитьУдалить