среда, 7 мая 2014 г.

Танины рассказы. О соотношении могу и хочу

          Пожалуй, самая правильная причина делать что-либо для другого человека - это осознание "я могу". Я могу, поэтому делаю. Если бы не могла, не делала бы. Всё.
           Если причиной моих деяний во имя ближнего является чужое "я хочу", я буду, пусть даже неосознанно, ждать благодарности. И измерять её: вот эта благодарность - достаточна для размеров моего героизма, или еще нет?
          А если нет, то как теперь? А почему я ему всё, а он мне не всё? Да как он смеет быть недостаточно благодарным!
          Ведь я... а он... а я изо всех сил... а он, вот козел.
          И вся дальнейшая любовь (работа, строительство гаража и рисование стенгазеты) превращается в здоровые рыночные отношения. Я тебя пожалела, ты мне подари. Я тебе принесла, ты меня обними. Я тебе стих посвятила, ты меня прямо здесь положи и э... да.
            Если причиной моих деяний во имя все того же ближнего является моё собственное "я хочу", то вопрос, почему хочу.
            Хочу чего? Хочу сделать тебе приятное? Если могу (вот и причина) - делаю. Если не могу, но все равно делаю - плохо, потому что в этом случае я рано или поздно приду со счетом. Хочу, чтобы ты был у меня в долгу?
           Ох.
           Хочу на твоем фоне стать святой?
           Ах.
           Любое сложносочиненное "хочу" с перепричинами и недопричинами в конечном итоге сводится к той же самой торговле.
           Не "я хочу, чтобы тебе было хорошо", а "я хочу, чтобы мне в результате твоего хорошо досталось вот, вот и вот".
          Если человек (команда, дело) мне важен, я в состоянии делать для него какие-то вещи.
          Я могу.
          Это мой собственный запас сил, который я готова использовать во имя чего угодно.
         Хочешь - пользуйся.
         Не хочешь - не пользуйся.
         От меня в любом случае не убудет - этим и измеряется моё "я могу".
         И, раз так, единственная правильная причина просить что-либо у другого человека - это понимание "мне это нужно".
Мне это нужно, поэтому и прошу.
         Не было бы нужно, не просила бы.
         Нам всем что-нибудь, да нужно, в этом аскетов нет.
         Я прошу тебя сделать для меня вот это и вот это. Не потому, что ты обязан (ты не обязан).
          И не потому, что я для тебя совсем недавно это делала (это был мой выбор).
          Мне просто нужно, и это достаточная причина.
          Проверь, можешь ли ты.
          Если можешь - делай, и спасибо тебе.
          Не можешь - вместе подумаем, как мне выкрутиться с моим "надо".
Читать другие Танины рассказы.
----------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий