четверг, 14 ноября 2019 г.

Реквием по маршруткам. Часть 2

    ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3
    Между пригородом и непосредственно Ленинградом было несколько тарифных зон по пятачку, вот цена и набегала. Отменили эти зоны, приравняв стоимость проезда единой, то есть пять копеек, только в начале 1989 года, когда состоялись выборы на съезд народных депутатов СССР. Первые демократические выборы.     
   От Колпинского и Пушкинского районов баллотировался председатель Ленгорисполкома Г.Я.Ходырев, вопрос был задан в лоб, он стоимость проезда мгновенно снизил. Правда, не помогло, колпинцы и пушкинцы кандидата от утомившей всех КПСС "прокатили". Подробнее в статье "Однажды в Колпино тридцать лет назад". А вот единая стоимость проезда сохранилась по сей день.
   Я ездил в школу к девяти, час пик к этому времени уже заканчивался, кому надо было на работу на Ижо#ский завод или на электричку, уже уехали. Поэтому автобусы были относительно свободны, хотя сидячие места бывали нечасто. А вот в час пик...
   Словарь Петербуржца ошибочно датирует эту поговорку девяностыми, относит к 111 автобусу, курсировавшему где-то приблизительно между "Звёздной" и Юго-Западом. Позже его перенесли полностью на Юго-Запад.
   Так вот, эту загадку- поговорку мне доводилось слышать ещё в шестидесятые применительно к 367 автобусу. В моём варианте "...как бешеный...". Тут дополнительный нюанс в том, что автобус связывал с Колпино с относящимся к области посёлком Тельмана, проходил через "деревянную" (сельскую) часть Колпино, где теперь микрорайон Простоквашино (потому и назвали). Это к термину "скобари".
   Сейчас посёлок Тельмана фактически слился с Колпино, хотя региональное деление сохранилось. Живу в 78 регионе, а в доме напротив- 47-й. Их сие положение не устраивает, а меня очень даже, ибо у нас алкоголь с одиннадцати, у них с девяти, и все ближайшие ко мне магазины именно в 47-м регионе. Интернет моё местоположение показывает то Колпино, то Тельмана, хотя лежу на одном и том же диване.
   Думаю, поколению next следует объяснить и термин "обвешанный". Дело в том, что все желающие уехать в автобус не помещались, последние вошедшие цеплялись за одежду кого-то находившегося в салоне, дверь закрыть не удавалось, так и ехали. Всем, включая ГАИ, было пох. ГАИ государственная, автобус государственный. Кого е#ёт?..
    В общем автобусы, когда народ ехал на работу и на электричку, набивались битком. То же на вокзале, когда электричка из Ленинграда подходила. 
    Отдельный вопрос- поездка из Колпино в Ленинград. Электричка из Колпино шла фактически до центра, 296 автобус до "Звёздной" (ранее до "Московской").  На автобусе ездили те, кому надо было в Московский район. Или, кто жил близко от остановки автобуса, а до вокзала надо было ещё ехать.
   Или, когда в середине дня у электричек было двух- или трёхчасовое "окно". Автобус до "Звёздной" шёл дольше, хотя пробок на Московском шоссе в советскую эпоху не было. Это я не про "вкусный пломбир", а про то, что автомобилей несопоставимо меньше было.

Икарус гармошкой
    Где-то с середины семидесятых и до девяностых самым распространённым автобусом был венгерский "Икарус" (по-венгерски правильно Икаруш) с "гармошкой" посередине. Они вытеснили с наших улиц "львовские", хотя, имхо, уступали им в комфортности.     
   Особенно зимой. Температура внутри салона была та же, что снаружи. Ехать от Колпино до "Звёздной" сорок минут пусть даже в минус пятнадцать (уж не буду за тридцать)... Это на остановке можно попрыгать, руками- ногами помахать. Тут, как шпроты в банке друг к другу прижаты.
   Ну, и интервалы. Электрички утром и вечером в "час пик", что раньше, что сейчас, ходят с небольшими интервалами, минут через десять- пятнадцать, зато в середине дня "окно" в несколько часов. У автобусов зависимость от времени дня меньше, но, помнится, доводилось в ту советскую эпоху и позже, в первой половине девяностых ждать автобус из Колпино до Ленинграда по часу.
  Писал об этом в статье про контрацепцию. Вот понадобились тебе, скажем, гондоны... В СССР их продавали только в аптеках. Партком сохрани, чтобы, например, просто в универсаме. Аптек в Колпино было сперва две: на Труда и Ленина, потом появилась третья на Веры Слуцкой. Ни в одной гондонов не было, обычное для страны советов явление.
   Стабильно купить эти средства контрацепции можно было в аптеке на углу Невского и Фонтанки. Только вот дорога в оба конца минимум три часа...
   Ну, это обзор транспортного вопроса в СССР, теперь к девяностым. 
                                               *  *  *
    В результате полного и логичного 3,14##еца советской власти наступили девяностые...
   В стопиццотый раз повторю для дебилов про временной лаг. Промежуток между действием и результатом. В экономике он бывает даже больше, чем у слонов. 
   Про переходные процессыдействие, направленное на улучшение ситуации, на какой-то период приводит к её ухудшению. Именно это мы и поимели в девяностые.

   Жопа возникла не в девяностые, а раньше. Году так в семнадцатом. Девяностые- логический финал семнадцатого. Реформаторы впервые, если оставить робкую попытку Косыгина в шестидесятые, начали стремиться как-то вылезти из этой жопы. С позиций сегодняшнего дня многое можно было сделать иначе, лучше и правильней. Но общий вектор мог быть только тем, что задали Гайдар и ещё не ссучившийся тогда Чубайс.
   То есть, в начале девяностых ситуация в городском транспорте была примерно той же, что в конце восьмидесятых. Разве что по причине низких цен на нефть и, как следствие, полного отсутствия денег у государства, неприватизированным ещё автопаркам не хватало денег на запчасти и бензин. В итоге на какой-то период стало даже хуже, чем в восьмидесятые.
   С 1992 года я работал в производственно-торговом АОЗТ "Венец" на Благодатной улице. Поначалу ездил до "Звёздной" на 296 автобусе, но каждый день 40 минут стоя в битком набитом салоне туда и обратно утомляли весьма сильно, поэтому вскоре перешёл на другой маршрут. Два километра пешком от дома до колпинского вокзала, электричка до Сортировочной, оттуда троллейбус до Благодатной. Последний набивался не так сильно, как автобус из Колпино.
    Так отъездил до осени девяносто четвёртого, потом уволился, какое-то время поработал коммерческим директором в "Текарте", офис которого был в Пушкине, но там редко бывал. Потом вообще стал трудиться ПБОЮЛом и фрилансером фактически на дому. Только разъезжая по всему Питеру к клиентам.
    Для справки. Продолжительность проезда в метро от "Звёздной" до "Проспекта Просвещения" от входа в вестибюль до выхода 48- 50 минут. "У меня все ходы записаны" (С). На машине около полутора часов не в час пик. В час пик вообще непредсказуемо. Это до ввода кольцевой, появившейся в середине нулевых. Да и по кольцевой, полагаю, выйдет дольше, чем на метро, от станции до дороги тоже ещё доехать надо.
    В связи с тем, что градообразующий Ижо#ский завод постепенно сокращался по численности, всё бОльшее и бОльшее число колпинцев начинали ездить на работу в Питер. Пропускной способности железной дороги и 296 автобуса явно переставало хватать.
    Разговоры про метро до Колпино были ещё в восьмидесятые. Тогдашний ген.директор завода Г.А.Шутков, будущий зам.министра, на каком-то партхозактиве изрёк, что ни в коем случае. А то они все сядут в метро и уедут работать в Ленинград. По крайней мере, байка такая в восьмидесятые среди работников Ижо#ы ходила.
    И. Точно не помню год, когда в Колпино появилась первая маршрутка № 296 до "Звёздной". Девяносто пятый или девяносто шестой. Первооткрывателем этого бизнеса в Колпино (за Питер не буду, не знаю) был кооператив Корма-РАФ. Первоначально он специализировался на поставке микроавтобусов РАФ из Латвии, однако, эти модели проиграли конкурентную борьбу на российском рынке "Газелям" и микроавтобусам из Европы.
РАФик
    Но владельцы кооператива с использованием закупленных РАФиков организовали первое маршрутное такси из Колпино до Звёздной. Первым кольцом этой маршрутки был перекрёсток Тверской и Ижорского батальона, первая цена 5 тысяч рублей (это до деноминации). 
   ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий