вторник, 29 августа 2017 г.

А зачем спать на голой земле?

       «Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары — могут, а немцы — нет. Немцы воюют по часам, и только, когда кофе попьют, а мы — всегда»
(Л.Н.Гумилёв)

      Ну, воевал-то Лев Николаевич с 1944 года и уже на чужой земле. Закончив войну Берлинской операцией. Строго говоря, на исконно славянских землях, отвоёванных у славян теми самыми германцами, которые стали немцами, англами, франками, саксами, готами, вандалами, лангобардами и т.д. И природа Германии сороковых вовсе не была местом, где выживают только русские и татары. Не пустыня, не степь, не тундра, не тайга. Так что приведённая цитата это типа красное словцо…
     До того сын «монахини и блудницы» несколько лет отсидел «за папу», расстрелянного в 1921 году за участие в антисоветском заговоре, по поводу чего имеются большие сомнения. А в 1950 году присел на несколько лет ещё и «за маму», чьё творчество не понравилось Андрею Александровичу Жданову.
Лёвушка с папой и мамой
      В перерыве между войной и второй отсидкой защитил кандидатскую, освободившись, стал ещё и доктором исторических наук. Сфера интересов- история, преимущественно восточных народов, этнография, связь истории с биосферой. Позже выдвинул оригинальную теорию этногенеза, заключающуюся в пассионарных толчках неизвестной природы.
     То есть живут вполне мирные спокойные люди, пасут себе там коней, козлов, верблюдов, ловят рыбу во фьордах, вдруг откуда-то из космоса является (прибывает, являются черти, как говорили в савецкой армии) некий толчок (пассионарный), торкает их, они прыгают на коней или в драккары и скачут, плывут в далёкие неведомые е#еня, грабя, убивая и трахая всё, что шевелится. Правда, насчёт тех, которые в драккарах, злые языки говорят, будто это не толчок неведомой природы, а действие их любимого напитка- отвара мухоморов.
     Научное сообщество эту теорию не приняло, посчитало лженаукой, но Лев Николаевич написал кучу книжек, которые реально очень интересны. В них он нагромоздил кучу фактов из разных источников. Лично мне вполне доставило, только при чтении я отделяю факты от оценок. Оценки у меня собственные.
     А вот его теория периодических увлажнений центральной  Евразии, связь климатических изменений с историческими процессами, другие историки вполне признают и считают вкладом в науку. При том это как бы несколько противоречит теории пассионарных толчков. Ибо переселение и захват чужих территорий начинаются не когда что-то непонятное извне торкнуло, а когда жрать нечего.
                                                            *  *  *
      Ладно, вернусь к стартовой цитате. Воевал Гумилёв не в сорок первом- сорок втором, когда немцы, будучи в численном меньшинстве, дошли до Москвы, Волги, Кавказа. В сорок четвёртом ту элитную армию уже повыбило, в бой шли пацаны и пенсы, их и побеждал Лев Николаевич.
      Побеждают в войнах, особенно современных, не умением спать на голой земле, а ресурсами. Ресурсов у Германии было несоизмеримо меньше, чем у союзников.
                                                            *  *  *
     А для чего вообще надо спать на голой земле? Это означает лишь то, что промышленность страны неспособна произвести необходимое количество спальных мешков или других девайсов. Или, что более подходит к советско-российским реалиям, их все украли.
     У немцев, видимо не воровали, было и на чём спать, и кофе перед боем попить. Как в американской армии обязательны в сухом пайке и гондоны на случай общения с местным населением, и саморазогревающиеся консервы- открыл банку, а она сама погрелась.
                                                            *  *  *
      Отсутствие комфорта- признак нищеты. Такой пример. Живя в СССР, ездя в пионерлагерь, командировки, к бабке в деревню, проведя некоторое число месяцев на военных сборах (срочную не служил, в институте была военная кафедра), привык пользоваться девайсами в виде прорубленной между досками или в полу дырки. И ничего, как-то переносил, привычно было. Есть такое слово «родина», сынок, сказал старый навозный червь молодому…
     Провинциальные автовокзалы (не только авто) вспоминайте. Таких и сейчас в России полно, только я там не бываю. А тут в подобный толчок случилось зайти. Ну, знаете, есть национальная забава с#ать мимо дырки, а потом неделями не убирать. Так ведь как зашёл, так сразу и вышел. Сразу заплохело, рвотный рефлекс. Привык, блин, при капитализме к комфорту…
      Я так понимаю, подобную черту немцев и прочих цивилизованных народов Гумилёв и осуждает. А у них просто нет такого. Так что я за цивилизацию. При которой не надо спать на голой земле. Лучше всего на белых (а можно и цветных) простынях. И чтоб кофе в постель. И пятьсот сортов сыра, пива и колбасы в супермаркете…

пятница, 25 августа 2017 г.

День в истории. 26 августа 1382 года. Часть 3

      ЧАСТЬ 1
      ЧАСТЬ 2
      ЧАСТЬ 3
      На сцене появляется Тохтамыш. В летописях «хан из Синяя Орды». Чингизид, но не батуид.
      С этими разноцветными ордами чёрт ногу сломит. Статьи в Википедии на одну и ту же тему пишут разные люди, в одной честно признаются, что единого мнения нет, и где какая толком никто не знает.
      Изначально Золотая Орда- это улус Джучи. От Иртыша до Можайска. Он позже разделился на Ак Орду (Белую) и Кок Орду (Синюю). У монголов синим цветом обозначается Восток, белым Запад. Казахи, история которых и есть история Орды, считают, что и Белая и Синяя на их территории. Синяя в Сибири, Белая до Каспия. А, мол, Золотая- это Сарай и его Владимирско-Московский улус.
      Какие-то авторы в Википедии называют Синей прикаспийские территории западнее Волги, включая нижний Дон и Кубань. В общем, ХЗ…
      Тохтамыш- сын правителя полуострова Мангышлак на восточном побережье Каспийского моря. Правитель Белой Орды, что на территории нынешнего Казахстана, Урус-хан казнит его отца за неповиновение, тот бежит к правителю Маверранахра (нынешние Узбекистан, часть Таджикистана, Кыргызстана, тогда часть улуса Джагатая) Тамерлану (Тимуру).
      Гумилёв, описывая события 1382 года, называет Тохтамыша «доверчивым сибиряком», хотя чуть ранее сам пишет про Мангышлак. Окститесь, Лев Николаевич, где Сибирь и где Мангышлак. Сибиряком, то есть, ханом Тюменского ханства, он станет аж в 1400 году, после последнего поражения от Тамерлана в битве на Ворскле (что под Полтавой) в 1399 году.
      Тамерлан дал ему денег и войско, тот напал на Белую Орду, потерпел поражение, снова попросил, в итоге с третьей попытки сумел одолеть Белую Орду со столицей в Сыгнаке, двинулся дальше на запад, к апрелю 1380 года захватил Сарай и земли от Каспийского до Азовского моря. Дальше Причерноморье, так называемая Мамаева Орда.
                                                     *  *  *
      So… Есть три стороны, Литву оставим в стороне, там в 1377 году умер Ольгерд и пошли внутренние разборки. Тохтамыш, Мамай и Русь. Хотя последняя вовсе не едина. Рязань и Тверь самостоятельны, не подчиняются Москве, Суздальско- Нижегородское княжество тоже не хочет.
      Что они делают с апреля по сентябрь трудно сказать. Ладно, на Руси до сентября сельхозработы, а для большой войны нужно не только регулярное войско, требуются ещё и ополченцы, отрывать их от земли не резон, зимой жрать нечего будет. А чего ждут Мамай с Тохтамышем?..
      Тохтамыш привёл войско из Азии, Мамай собирает по причерноморским степям и около Северного Кавказа. Получает деньги и подкрепление в виде тяжеловооружённой пехоты из Кафы Генуэзской. По одной, ранее читаной мною версии, Генуя финансирует Мамая для контроля над водным путём по Дону. Волгу контролирует Орда, Днепр- Литва.
     В ставке же Дмитрия перед Куликовской битвой непонятно зачем нарисовываются десять «купцов сурожских». Сурожских, то есть, из Судака, что в Крыму. Конкуренты Генуи по контролю над этим водным путём. Одна из версий.
     Про Куликовскую битву я ранее писал. Тут ещё и Михаил Иосифович книжку «Ваш князь и хан» написал, и со многими его логическими построениями не могу не согласиться. Ибо историю пишут разные люди. И если будущие поколения будут изучать наше время по сегодняшнему зомбоящику, это будет одна история, а по «Эху Москвы»- другая. Поэтому нет оснований считать, что летописцы не врали. А к описаниям событий следует прикладывать ещё и логику.
     Хотя Веллер не даёт ответа, чего Мамай с Тохтамышем тянули до сентября. Дмитрий же начал собирать войско в конце августа, когда заканчивалась уборочная. С войском двинулся на юг. Мамай ему навстречу.
      Зачем была нужна эта драка Дмитрию? По логике надо было дать сцепиться Тохтамышу с Мамаем, они злейшие враги, к гадалке не ходи. Хотел уверить Тохтамыша в своей вассальной преданности Орде, которая по Гумилёву уже не Золотая, а Синяя? Или Мамай первым выдвинулся в сторону Москвы, имея ввиду разгромить противников по отдельности?
      Письмо Олега Рязанского литовскому князю Ягайло (Ягелло)…
                                                     *  *  *
       Раз уж выше уделил внимание тверским князьям. Ягайло- сын собирателя западно- русских земель Ольгерда и тверской княжны Иулиании Александровны. Согласно некоторым историкам, мать благословила его идти на помощь Мамаю в Куликовской битве. Отомстить за деда. Но он не успел.
      По крови он русский на три четверти, даже если оставить в стороне версию о русском происхождении деда Гедимина. Несколькими годами спустя, благодаря браку с Ядвигой Пяст- Анжуйской, станет королём Польши, основателем династии Ягеллонов.
     Основанный в 1364 году королём Казимиром Краковский университет носит имя Ягеллонского. Среди выпускников литвинский первопечатник Франциск Скорина, русский первопечатнк Иван Фёдоров, папа римский Иоанн Павел Второй… На всякий случай, первый университет в России основан в 1755 году.
     Совместно с двоюродным братом Витовтом разгромил войско крестоносцев в Грюнвальдской битве в 1410 году.
      А старшие братья Ягайло от брака Ольгерда с Марией Витебской Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский принимали участие в Куликовской битве на стороне Москвы…
                                                     *  *  *
      Письмо Олега Рязанского литовскому князю Ягайло (Ягелло) Веллер считает фальшивкой. Присутствие войск Олега и Ягайло на расстоянии дневного перехода (но с разных сторон) от Куликова поля объясняет тем, что они просто выдвинулись к границе своих княжеств. На всякий случай. Когда около твоих границ собираются войска соседних государств надо быть наготове.
     Иначе зачем было Мамаю первым атаковать позиции Дмитрия, не дождавшись подхода подкрепления. Ну, а так массу несуразностей в официальном описании битвы отмечали уж не раз. Не говоря о том, что на официально признанном месте никаких признаков оной археологами не обнаружено.
                                                     *  *  *
      Помимо поражения в битве дополнительным огорчением для Мамая становится смерть царевича Мухаммед Булака. То есть, правил он от имени законного чингизида- батуида, а теперь такого не стало. Мамай отступает в сторону Крыма, где, якобы собирает новое войско. Туда же движется неизвестно чего ждавший с апреля 1380 года Тохтамыш.
      В районе той же самой реки Калки, что в 1223 году, неподалёку от нынешнего Мариуполя, армии Тохтамыша и Мамая сходятся. В Википедии, по крайней мере, в одной из статей, написано в сентябре 1380 года. У Гумилёва- весной 1381 года.
      Во второе больше верится, Куликовская битва состоялась 8 сентября, как бы Мамай успел новое войско собрать. Многие пишут про победу Тохтамыша в битве, но таковой не было. Войско Мамая просто перешло на сторону законного чингизида. Не случись Мухаммед Булаку погибнуть, возможно было бы иначе.
      Правда, самого Мамая они не сдают. ЗападлО, столько лет вместе. Тот бежит в Крым к генуэзцам, тем он уже без надобности, и они его жизни лишают.
                                                     *  *  *
      И вот, «повыписывав дикие кренделя», возвращаюсь к дате 26 августа 1382 года, хотя опять предыстория. Одной из причин набега 1382 года называют нежелание Дмитрия ехать в Сарай за ярлыком на княжение. Да и дань, как перестал платить, так и не платил. Гумилёв называет причиной донос суздальско- нижегородских князей на Дмитрия и Олега Рязанского, мол, те сговариваются с Литвой, хотят заключить союз против Тохтамыша.
      По официальной версии и Гумилёву Дмитрий, узнав о приближении Тохтамыша, двигавшегося не со стороны Сарая из низовий Волги, а из Булгара (современный Татарстан), покинул Москву и отправился в Кострому якобы собирать войско. Княгиню и назначенного Константинополем митрополита Киприана оставил в Москве.
     Народ в Москве в отсутствие власти пограбил боярские погреба, перепился, и спьяну открыл ворота уговорившим их суздальско-нижегородским князьям. Над митрополитом и княгиней до того поглумились, но из города выпустили.
     Тохтамыш Москву сжёг, народ перебил, потом пограбил окрестности и быстренько удалился. Официальная версия. Кстати, Гумилёв не упоминает такой нюанс, как приглашение «перепившимися» москвичами в качестве князя Остея, сына вышеупомянутого Дмитрия Ольгердовича Брянского. Брянск- это Литва! Тогда.
     Веллер находит нестыковки, отсутствие логики. Почему такая внезапность нападения? Почему движется не из Сарая, а из Булгара, где занимался какими-то своими делами? С небольшим войском, без осадных орудий, при том, что Кремль- хорошая крепость с высокими стенами.
     Почему Дмитрий декларирует сбор войска, но так никого и не собирает? Почему выпущенный москвичами Киприан бежит в Тверь, которую Тохтамыш категорически запретил трогать? Мало того. В ту же Тверь, к врагам Москвы бежит и православный авторитет Сергий Радонежский.
     По версии Михаила Иосифовича дело в стремлении Дмитрия к единоличной власти. После смерти задолбавшего его митрополита Алексия он отказывается от одобренных местными попами и Сергием Дионисия и Пимена, после гибели Митяя соглашается на константинопольского назначенца грека Киприана, не имеющего связей среди местных.
      Повлияло устранение ещё в 1374 году должности тысяцкого, фактически премьер-министра, последовавший заговор Ивана Вельяминова, стремившегося восстановить должность, и казнь его, первая публичная в Московском государстве.
      То есть. Согласно этой версии в Москве в августе 1382 года случилось народное восстание против князя Дмитрия. Поддержанное и боярством, и духовенством. Литовского князя пригласили, возможно имея ввиду отойти к Литве. Дмитрию из Москвы удалось бежать и направить гонцов к Тохтамышу за помощью, княгиня осталась заложницей. Далеко не первый случай на Руси. И Александр Невский так поступал, и другие.
     Тохтамыш срочно, без подготовки, поспешил на помощь с целью «восстановления конституционного порядка». И восстановил. Уплата дани продолжилась. Михаил Тверской обращался к Тохтамышу за получением ярлыка на владимирский престол, но не получил его, он остался за Дмитрием. Хотя Тверь сохранила независимость от Москвы аж до 1485 года. Такая вот версия.
     Это я изложил, чтобы у себя в голове последовательность и причинно-следственные связи устаканить.

День в истории. 26 августа 1382 года. Часть 2

      ЧАСТЬ 1
      ЧАСТЬ 2
      ЧАСТЬ 3
      Хан Узбек правит Ордой до своей смерти в 1341 году, после его «любимая жена» Тайдула с младшим сыном Джанибеком физически устраняют старшего сына Тинибека и сына Узбека от другой жены Хызрбека. Джанибек не без участия матушки правит до 1357 года.
     При нём происходит пандемия чумы в Золотой Орде, на Руси и в Европе. Началась она в пустыне Гоби, являющейся её природным очагом, в низовья Волги была занесена монгольскими войсками и торговыми караванами. Есть версия, что при осаде Джанибеком в 1346 году Кафы Генуэзской (ныне Феодосии), что в Крыму, в войске осаждающих началась эпидемия. Хан распорядился забрасывать трупы при помощи катапульты в крепость.
      Генуэзцы, отплывшие на корабле к себе на Апеннины, занесли туда и чуму, пандемия, длившаяся с 1346 по 1353 год, охватила всю Европу, в некоторых странах вымерло до половины населения. Предполагается, что на Русь болезнь была занесена не из низовий Волги, а уже из Европы. В Пскове чума появилась в 1352 году, в Москве в 1353-м. От неё умер князь московский и владимирский, сын Ивана Калиты Симеон Гордый.
      В 1357 году Джанибек возвращается из закавказского похода, в котором ему удалось присоединить к Золотой Орде Азербайджан. По слухам возвращается не то раненым, не то больным. Одновременно возникает болезнь глаз у Тайдулы, та вызывает митрополита Киевского и всея Руси Алексия (Бяконта)…
      Да. Главным городом Руси ещё с Андрея Боголюбского (двенадцатый век) стал Владимир, а вот митрополия пока оставалась в Киеве. Алексий излечивает ханшу, что в последующем повлияло положительно на взаимоотношения Москвы и Орды. А вот к Джанибеку его не пускают, тот вскоре умирает.
      Картина Капкова Я.Ф. «Излечение ханши Тайдулы». Написано, что картина из Третьяковской галереи, но я там был в прошлом году, этой картины не видел, может в запасниках.
     На одном из сайтов натолкнулся вот на выдержку из «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», сост. А. Невский (?!-razdolbaeff), ― М., 1894:
     «У хана Джанибека три года страдала слепотою и другими болезнями жена, по имени Тайдула. Он, слышав о Св. Алексии, как о муже, по молитве которого Бог творит чудеса, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия Алексия, чтоб он помолился Богу о даровании прозрения его жене. «Если,— писал хан,— по его молитвам исцелеет моя жена, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле».
      Ну, вы поняли, да?.. Вообще-то, Тайдула Джанибеку мать. Это к цитате Вольтера, что «Вся наша история вымысел…»
                                                        *  *  *
      После смерти Джанибека ханом становится его сын Бердибек. Есть версия о причастности оного к смерти отца. Придя к власти, убивает всех окружающих батуидов, включая восьмимесячного брата, дабы исключить конкуренцию.
      Тут и появляется Мамай, женатый на дочери Бердибека Тулунбек-ханум. В 1357 году ему двадцать два года, но тесть назначает его на высший пост в государстве- беклярбеком. Он не чингизид, по словам Гумилёва монгол из рода в далёкие времена конкурировавшего с чингизидами. Точнее, по отцу- из монгольского рода, по матери из половецкого. Послужил прототипом героя украинского эпоса казака Мамая. До прихода к власти Бердибека управлял Северным Причерноморьем, в дальнейшем в этом регионе в низовьях Днепра и будет его ставка.
     В 1359 году некто Кульпа, происхождение которого неизвестно, объявляет себя сыном Джанибека, убивает Бердибека и захватывает власть. И понеслась… За двадцать с небольшим лет до Тохтамыша в Сарае сменилось около двадцати пяти ханов, каждый из которых объявлял себя чингизидом. Этот период получил название «великая замятня».
      От воцарения Кульпы до своей смерти Мамай вёл войну против правивших в Сарае ханов, декларируя возврат престола представителю рода батуидов. Сперва подобрал на эту роль некоего Абдуллу (Абдуллаха). И начал сближение с Европой, которой для него были Литва (Великое княжество Литовское и Русское) и генуэзская колония Кафа в Крыму.
      Кстати, Кульпу убил и сместил некий Навруз, также объявивший себя сыном Джанибека. Тайдула при этом вышла за него замуж. За своего внука, то есть…
                                                        *  *  *
      Москва в непонятках. Ханы из Сарая говорят, что правильные чингизиды они, и платить надо им, Мамай из низовий Днепра заявляет, чтобы заносили ему. Представьте, что в стране две налоговые инспекции, и обе требуют денег.
      После Ивана Калиты до смерти в 1353 году от чумы правит его старший сын Симеон Гордый, затем до 1359 года другой сын Иван Красный. Потом московским князем становится сын Ивана девятилетний Дмитрий, фактическим правителем при котором является митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Владимирский престол ханы из Сарая отдают суздальско-нижегородскому князю.
     В 1359 году Алексий едет в Литву, где его задерживают, отпускают по ходатайству Мамая. Мамай и Алексий договариваются о снижении дани, в 1362 году Мамай от имени Абдуллы выдаёт ярлык на владимирское княжение двенадцатилетнему Дмитрию. То есть, Дмитрий князь, Алексий правитель, дань платят Мамаю.
     В 1368 в Твери князем стал Михаил, сын казнённого в 1339 году в Орде князя Александра. Старшая дочь которого Мария была замужем за Симеоном Гордым, а младшая Ульяна (Иулиания) в 1350 году с согласия Симеона выдана за литовского князя Ольгерда, сына Гедимина и полоцкой княжны.
      В 1362 году Ольгерд, собиравший русские земли с западной стороны, разбивает в битве при Синих водах войско трёх ордынских князей, одного из которых звать Дмитрием (такие вот они, монголо-татары). Князья эти подчинялись Орде, которая в Сарае, хану Мураду (Мюриду). После битвы Киев перестаёт платить дань Сараю, князем в нём становится сын Ольгерда Владимир от первого брака с Марией Витебской.
     Повзрослевший в Москве Дмитрий Иванович, поддерживаемый Алексием, решает вмешаться в тверские дела, с Михаилом чуть ранее у них случился конфликт. Своих сил у Михаила Второго мало, он обращается за помощью к мужу сестры Ольгерду, тот вмешивается, громит на реке Тросне московский сторожевой полк и осаждает Москву. В которой только- только построили белокаменный Кремль.
                                                     *  *  *
      Роман Сергея Бородина «Дмитрий Донской» читал школьником. Описание осады Москвы помню, не могу только вспомнить, как автор называет нападающую сторону- литовцами или литвинами. Потому как собственно литовцев- аукшайтов и жемайтов в ВКЛР было всего ничего, а литвины- вообще-то белорусы и частично украинцы.
      Во время вильнюсских событий января 1991 года…
      Кстати (это у меня очередное «грубое смысловое соскальзывание») тогда дикторы ЦТ Татьяна Миткова и Дмитрий Киселёв (тот, тот) отказались зачитывать официальное заявление об этих событиях, а Невзоров напротив выдал репортаж с поддержкой действий вильнюсского ОМОНа по разгону демонстрантов. Как время меняет людей. Или не время?.. Если насчёт первых двух ясно, тут большие деньги, с Невзоровым сложнее.
     Ладно. Просто помню на каком-то обсуждении проблемы по телевизору кто-то из патриотов, имевших отношение к журналу «Наш современник», в ответ на упоминание вильнюсского спецназа патетически произнёс: «А почему вы забываете про спецназ Ольгерда под стенами Москвы?». То есть то же отождествление литовцев с жителями ВКЛР.
                                                     *  *  *
      Да. И осаждали Москву не только войска Ольгерда, там были войска и Твери, и Смоленска. В 1368 году осада длилась только три дня, с Запада в ВКЛР вторглись крестоносцы, Ольгерд был вынужден двинуться им навстречу.
     В 1370 году Москва опять начала боевые действия против Твери, и опять на помощь Михаилу пришли Литва и Смоленск. Снова осада Москвы, которая была снята после того, как стало известно, что на помощь Москве идут серпуховские и рязанские войска.
      В том же году умирает Абдулла, то есть законного хана у Мамая вроде как и нет, Москва отказывается ему платить, правда он скоренько находит ещё одного батуида, малолетнего Мухаммед Булака, которого провозглашает ханом, регентом при котором назначает любимую жену Тулунбек-ханум. Отметим также, что Мамай то захватывает Сарай, и посаженный им хан правит всей Золотой Ордой, то его оттуда изгоняют, и он правит только Северным Причерноморьем, называемым Мамаевой Ордой.
     То есть, в семидесятые годы конкретно в Сарае он сидел в 1370- 72 г.г. и 1375 году. Остальное время в низовьях Днепра.
      Из-за отказа Москвы платить дань, Мамай отдаёт ярлык Михаилу Второму Тверскому, но Дмитрий едет к нему на поклон, и ярлык возвращается в Москву. При этом Тверь с Москвой успевают повоевать ещё раз, в итоге Михаил признаёт верховенство Москвы.
      В 1374 году в Нижнем Новгороде, как пишет Гумилёв, по наущению епископа (или как там его) Дионисия убивают посла Мамая Сара Акы, Сарайку по-русски. Веллер ошибочно пишет, что это произошло в Новгороде. Ну, да, только не в Великом, а Нижнем. Хотя суздальско- нижегородские князья с московскими дружат не очень, Москва при том не платит дань, с этого момента начинаются военные конфликты.
      Мамай требует денег, русское войско идёт грабит Булгар, который также платит дань Мамаю, берёт там требуемую сумму и передаёт Мамаю. То есть, грабят его же, чтобы с ним и расплатиться. Дело катится к большой драке. На реке Пьяни в 1377 году татары бьют русских, на Воже в 1378 году русские татар.
                                                        *  *  *
      В 1378 году умирает митрополит Алексий, к тому времени, видимо, уже доставший вполне взрослого Дмитрия своей опекой. Перед смертью благословляет на патриаршество авторитетного старца Сергия Радонежского, но Дмитрий против. Он желает на пост митрополита своего духовника, послушного ему Митяя.
      Отправляет того в Константинополь за благословением патриарха, Мамай пропускает через свои владения, его эта кандидатура тоже устраивает, но на обратном пути Митяй гибнет. Сергий от предлагавшегося Алексием поста отказывается, зная об отношении князя к нему.
      Хотя о благословении Сергием Дмитрия на Куликовскую битву пишут и официальные историки, и Гумилёв, Веллер сомневается. Не любили они друг друга, более поздние события это подтвердили. Начинается свистопляска с митрополитами. Назначенный Константинополем грек Киприан, вышеупомянутый Дионисий, Пимен, об этом тут не буду.

День в истории. 26 августа 1382 года

      ЧАСТЬ 1
      ЧАСТЬ 2
      ЧАСТЬ 3

      «Не было на Мамая Шекспира, так ведь и Гомера не нашлось. Фантастическая была личность, немеренного честолюбия и авантюризма»
(М.И.Веллер)
     "Всё так сложно, всё так запутано..." (Группа "Рабфак")

      26 августа 1382 года Тохтамыш захватил и сжёг Москву.
      Впервые я об этом узнал, будучи четвероклассником, из учебника истории СССР, где после картины Бубнова «Утро на Куликовом поле»…
     Имхо, человек в центре снимка явный монголоид, то есть и в 1947 году, когда оная была написана, задумывались, а кто же с кем там воевал.
   ...После картины, описания поединка Пересвета с Челубеем , рассказа про битву, засадный полк, князя Дмитрия Ивановича, надевшего доспехи  простого воина, бегство войска Мамая, шла короткая фраза. Мол, на этом «монголо-татарское иго» не закончилось, в 1382 году хан Тохтамыш сжёг Москву. И всё.
      Кто, кому, чего и кого он тохтамыш больше ни слова. Я понимаю, это история для детей, в том учебнике чуть раньше было про моего любимого «святого и равноапостольного», сказавшего «Кто к нам с мечом придёт…», что было приписано ему писателем Петром Павленко в 1938 году, несколько переиначившим древнюю цитату Иешуа Га Ноцри. Но мы, дети, понимали так, что Тохтамыш типа отомстил за Мамая.
                                                         *  *  *
      То, что я пишу, безусловно, компиляция. Вся история компиляция.  А ещё вымысел, с которым все согласны по Вольтеру, и, которую пишут победители, по Антону Дрекслеру, основателю НСДАП. Поэтому пересказываю своими словами прочитанное, а оценки даю собственные. Ибо на упомянутое «иго» точки зрения существуют прямо противоположные, «а мне, говорю вам я, дана голова своя…» ©
      Для этой своей компиляции пользуюсь, в основном, тремя источниками. Книгой сына «монахини и блудницы» «Древняя Русь и Великая степь»,
«Наш князь и хан» М.И.Веллера, Википедией. А уж они в свою очередь много откуда накомпилировали.
     И пишу в значительной мере для себя, чтобы устаканить у себя в голове и в блоге буквами все переплетения кто с кем, кого, зачем, сколько раз и в какой позе.
                                           *  *  *
      Фоменко-носовщины, что Куликовская битва была в местечке под названием Кулички под Москвой, касаться не буду.
      Не буду упоминать и теорию этногенеза и пассионарности упомянутого сына. Мол, бывает какой-нибудь народ, мирно пасущий верблюдов и коз, внезапно что-то торкнет… или вштырит… они садятся на коней и скачут под зелёным знаменем за тысячи километров, заставляя всех вокруг поклоняться придуманному евреями мифическому существу, но в их собственной, зелёнознамённой интерпретации.
      Или ловят себе мирно рыбу во фьордах, потом их аналогично торкает, они пьют отвар мухоморов, прыгают в драккары и плывут наводить шорох на европейские и не только побережья. А когда торкать перестаёт, вновь превращаются во флегматичных скандинавов. Вот я кратко эту теорию и пересказал.
                                                         *  *  *
      Издалека. В сороковые годы тринадцатого века пришедшие из каких-то далёких азиатских е#еней кочевники, прозванные «монголо-татарами», опираясь на коллаборационизм отдельных князей и русской православной церкви, ввели на Руси систему налогообложения, то есть дань. Сами монголы, когда-то давно имевшие свою письменность, но позже утратившие и получившие в двадцатом веке кириллицу, в том же двадцатом веке узнали, какими крутыми они были восемь веков назад.
     Нашествием на Русь командовал хан Батый (Бату), внук основателя монгольской империи Чингисхана. Соответственно, потомки Чингиза- чингизиды, Бату- батуиды.
      Батый дошёл до Польши, Чехии, Венгрии, Адриатического моря, но удержал лишь территории, где смог опереться на коллаборационизм местных светских и духовных правителей. То есть Северо- Восточную Русь. Западная, Киевская Русь предпочла власть потомков литовского князя Гедимина, объединившись в Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (ВКЛР). Этнически на 95% состоявшее из русских, называвшихся литвинами, а уж позже украинцами и белорусами.
      Не будем забывать, что Рюрик, Ингвар (Игорь), Хельгу (Олег), Хельга (Ольга) тоже не были славянами. Это не Байер с Миллером придумали, а Нестор написал. Что подтверждает даже такой западоненавистник, как Л.Н.Гумилёв.
      Чингисхан перед смертью поделил империю на четыре улуса по числу сыновей. Джагатаю досталась территория Средней Азии, Джучи- от Иртыша, Тюмени, Казахстана докуда сможет завоевать на западе. Батый был сыном Джучи, как выше сказано, завладел землями до Украины, Северного Причерноморья. Позже ВКЛР Украину отвоевало. Улус Джучи получил название Золотая Орда.
      В 1254 году Батый устроил ставку в низовьях Волги, разросшуюся до города Сарай. В 1266 году при хане Менгу Золотая Орда стала самостоятельным государством.
                                                        *  *  *
      В 1313 году, убив законного наследника престола, своего двоюродного брата, к власти пришёл хан Узбек. Постепенно стал вводить на территории Орды ислам, в начале двадцатых годов сделал его официальной религией. Многие несогласные, включая царевичей чингизидов, были казнены.
      Исламизация породила внутренние проблемы Орды, аукнувшиеся позже «великой замятней», начиная с этого периода пошёл поток татар на службу русским князьям. Татары в данном случае термин собирательный, казанских и крымских прошу на свой счёт не принимать. Татарией или Тартарией в Европе ещё со времён Геродота называли далёкие неведомые е#еня.
      При хане Узбеке на Руси произошло немало интересных событий. В первую очередь это борьба за владимирский престол, считавшийся главным в Северо-Восточной Руси, тверских и московских князей. И те, и другие- потомки князя Ярослава Всеволодовича, первым вставшего на путь коллаборационизма. Отец Александра Невского и основателя тверской династии Ярослава.
      В правление Узбека сперва Михаил Первый Тверской воюет с московским князем Юрием Даниловичем, сыном младшего сына Невского, основавшего московскую династию. Собственно, при Данииле Москва и стала городом. Заметим, последний (по одной из версий) женат на правнучке Батыя, следовательно, все дальнейшие московские князья чингизиды и батуиды, хотя и по женской линии. При том, двое последних Рюриковичей по линии Невского- Иван Грозный и Фёдор ещё и потомки Мамая по матери Грозного Елене Глинской. О как…
      В Бортеневской битве Михаил громит объединённое московско- татарское войско. Вот вам пример, что историю пишут победители. Победа над татарами, возможно, и не первая, побеждал их ещё и Даниил Галицкий, а в школьных учебниках про то не пишут. Аналогично про Невские битвы, которых вообще-то было несколько, в историю же вошла наименее значительная и наиболее мифологичная.
      В плен к тверичам попадает жена Юрия Московского Кончака, сестра Узбека, в плену внезапно умирает. Юрий стучит на Михаила, того вызывают на разборки в Сарай и там казнят. Туда едет сын Михаила Дмитрий, встречает Юрия и на месте убивает. Татары казнят и его. Московский престол вместе с владимирским переходит к младшему брату Юрия- Ивану Калите.
      Личность не менее гнусная, чем его «святой и равноапостольный» дедушка. Собственно, выдаваемый татарами ярлык на владимирский престол- это право на сбор дани. А чего там Карл Маркс про триста процентов прибыли, за которые капиталист готов пойти на любые преступления? По слухам Иван собирал дань с такой же прибылью. То есть, треть отгружал в Сарай, две оставлял себе. Кстати, РПЦ и его в святые записала.
      Вот что пишет о московских князьях, собиравших русские земли, философ Г.П.Федотов в статье «Россия и свобода»:
      «Есть одна область средневековой Руси, где влияние татарства ощущается сильнее, — сперва почти точка на карте, потом все расплывающееся пятно, которое за два столетия покрывает всю Восточную Русь. Это Москва, «собирательница» земли русской. Обязанная своим возвышением прежде всего татарофильской и предательской политике своих первых князей…
      В самой московской земле вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани. Не извне, а изнутри татарская стихия овладевала душой Руси, проникала в плоть и кровь. Это духовное монгольское завоевание шло параллельно с политическим падением Орды».
      Ну, и Карл Маркс с его «колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства».
      Правда, владимирский престол Иван получил не сразу, сперва он достался тверскому князю Александру, сыну Михаила Первого Тверского, брату Дмитрия. Но в 1327 году в Твери произошло антитатарское восстание и убийство посла. Александр принял сторону восставших, поэтому хан Узбек передал ярлык на владимирское княжение Ивану Калите, а вдобавок пятьдесят тысяч войска для усмирения восстания.
      Александр бежал в Псков, потом в Литву (ВКЛР, то есть), позже его как бы простили, он возвратился, поехал с сыном Фёдором в Сарай, там обоих убили. У Александра были дети, интерес представляют Михаил, ставший в 1368 году тверским князем Михаилом Вторым, и дочь Ульяна (Иулиания). О них ниже.

четверг, 17 августа 2017 г.

О лозунгах советской эпохи. Часть 2

      В НАЧАЛО
      Рекламы в СССР было крайне мало, при моей взрослой жизни, семидесятые- восьмидесятые, не было вовсе, а вот пропаганды хоть #опой ешь.
     Этот лозунг из «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса аж от 1848 года присутствовал на гербе СССР, всех союзных республик и под названием газеты «Правда». Некоторая двусмысленность, однако, имеется.
      Гораздо более массовым, встречавшимся на каждом углу, был лозунг «Миру мир».
     Впервые отмечается в оде «Лебедь» Г.Р.Державина от 1795 года, в несколько ином словосочетании был популярен после Февральской революции, в 1924 году упомянут в стихотворении Маяковского, потом надолго забыт.
      Популярны стали другие лозунги:
      «А мы ещё дойдём до Ганга,
А мы ещё умрём в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла родина моя…»,
       «Пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде…»,
       «Принимай нас, Суоми- красавица…» ©
       После Второй мировой советские правители снова заговорили о мире. Призыв «Мир миру!» употребил в своём выступлении на Всемирном конгрессе сторонников мира Илья Эренбург, позже утвердилось в качестве общепринятого советского лозунга, висевшего на каждом углу.
      Что не мешало при нищем в сравнении со странами Запада населении стремиться к поддержанию с ними военного паритета и даже опережать по отдельным позициям.
      «Мы стоим за дело мира,
Мы готовимся к войне…» ©
      При опущенном «железном занавесе» властям долго удавалось, по меткому выражению Йозефа Геббельса, выдавать керосиновую лампу за солнце, нищие граждане страны советов искренне полагали, что в «мире наживы» люди живут ещё хуже, а злобные буржуины мечтают напасть на нас, чтобы завоевать наши бездорожные пространства с покосившимися избами (мои бабка и тётка в Орловской жили в хате- мазанке до 1966 года) и покоящимися в болотах и вечной мерзлоте полезными ископаемыми.
     Жители же Западной Европы, будучи осведомлены о количестве танков в составе ГСВГ, тряслись от страха, что эта армада ломанётся к ним устанавливать гаагские и лионские обкомы КПСС.
     В восьмидесятые- девяностые вроде бы перестали мы грозить жителям планеты ядерной дубиной, а потом…
     «Никогда такого не было и вот опять» ©
                                                      *  *  *
      Другой рейтинговый советский лозунг, встречавшийся повсеместно:
      У криэйторов из геббельсовского ведомства столь бессмысленных плакатов всё же не замечено.
      На эту тему был анекдот о вернувшемся в родное горное село на Кавказе выпускнике Высшей партийной школы: «Оказывается, Маркс и Энгельс- это два разных человека, Ульянов- Ленин- один человек, а Слава Кпсс совсем не человек…»
      Ну, кроме «Слава КПСС» были ещё «Слава труду», «Народ и партия едины», другие…
                                                      *  *  *
      Однако, ни «Миру мир», ни «Слава КПСС», ни «Народ и партия едины» не оказали столь сильного воздействия на target group (целевую группу), как этот:
     На эту тему есть писательская байка. Нобелевский лауреат Солженицын после высылки сидит в ФРГ в пивнушке с другим лауреатом Генрихом Бёллем и тот рассуждает, что, мол, зря западноевропейские обыватели так боятся советских танков, для них ничего не изменится, будут также сидеть и пить пиво.
     «Ошибаетесь,- отвечает Солженицын, -тут же появится табличка «Пива нет»…
      У Ильфа и Петрова, помнится, вариант «Пиво только для членов профсоюза». Но это ещё времена нэпа…
      Когда же пиво всё-таки было:
       И мне так стоять доводилось. Многократно…
                                                      *  *  *
      «Всё было лучше,
Всё было не так,
Летал Гагарин,
Играл «Спартак».
И шли составы на целину,
Такую #уки про##али страну…» ©

О лозунгах советской эпохи

       «Знаешь, как по-испански "реклама"? - Ханин икнул. - "Пропаганда". Мы ведь с тобой идеологические работники, если ты еще не понял. Пропагандисты и агитаторы».
(В.О.Пелевин, «Generation П»)

       А вот не прав Виктор Олегович, вкладывая в уста персонажа эти слова. Ибо propaganda с испанского переводится на русский, как пропаганда и на английский опять же propaganda. Реклама с русского на испанский переводится, как publicidad, на английский advertising. Взаимно эти слова переводятся с испанского на английский и обратно.
      Любопытно, что русский термин реклама, образованный от латинского reclamare (кричать) в английском языке имеет иное значение. Там reclamation означает мелиорацию, рекультивацию, а также претензию. Последнее значение имеет и слово рекламация в русском языке.
      Поскольку двадцать лет своей жизни с начала девяностых я занимался рекламой, в частности, рассылая по почте рекламные материалы клиентов, доводилось слышать словосочетание «получили тут от вас рекламацию», в смысле рекламное предложение, а не претензию. Это от малограмотности.
      Как и другое: «получили ваш прайс». Хотя никакого прайса мы не посылали. Price- цена, прайс-лист- лист с ценами. Но слово с множеством других бизнес- англицизмов в девяностые вошло в русский язык и его стали употреблять, не понимая смысла.
      Итого. Различия между пропагандой и рекламой.
      Пропаганда предполагает распространение взглядов, идей с целью их внедрения в общественное сознание. С латинского «подлежащая распространению». При этом Википедия полагает, что пропаганду не следует отождествлять с манипуляцией массовым сознанием, а Энциклопедия Британника считает таковую манипуляцию частью пропаганды.
      Реклама, согласно российскому закону, есть распространяемая любым способом информация, адресованная неопределённому кругу лиц, направленная на привлечение внимания к рекламируемому объекту. То есть, реклама может продавать не только товары, но и идеи, то есть, быть частью пропаганды. Ну, и такой немаловажный момент, за рекламу платят.
      К другим терминам. Есть термины объявление, лозунг, слоган. Объявление в английском advertisement, то есть, производное от рекламы (advertising ), лозунг с русского на английский переводится, как слоган, хотя последний термин за последнюю четверть века вошёл в русский рекламный лексикон.
      Лозунг пришёл в русский язык из немецкого, где означает призыв, пароль. Термин слоган появился в США, где и возникла в своё время реклама, как распространённый бизнес, происходит из гэльского (кельтского) языка, означает боевой клич. В советский период термина слоган я не слышал, употребляли лозунг.
      Будем считать, лозунг относится к пропаганде, а слоган к рекламе. Разница же между объявлением и слоганом примерно следующая. «Наша фирма продаёт гондоны»- это объявление. «Гондон в кармане- ты спокоен и уверен»- слоган.
                                                      *  *  *
      Несмотря на дефицит в СССР мало-мальски полезных вещей для жизни, а не для убийства людей, реклама в нём всё-таки была. «Летайте самолётами Аэрофлота» или «Храните деньги в Сберегательной кассе». Наблюдателю из «прекрасного далёка» могло показаться, будто в СССР были другие авиакомпании и финансовые учреждения, но сие не так.
      Аэрофлот конкурировал с Министерством путей сообщения, а сберкасса с матрасом, зарытой в огороде трёхлитровой банкой или бачком унитаза, где, как вы помните, Никанор Иванович Босой хранил запрещённую в стране советов американскую валюту.
      Была и реальная реклама. «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». В начале тридцатых СССР решил нарушить монополию японцев на добычу крабов и прорваться на мировой рынок с крабовыми консервами «Чатка». Сначала всё шло неплохо, но потом возникли проблемы с качеством, не устраивающим привыкшим к перфекту буржуев, пришлось распродавать на внутреннем рынке…
      Был в жизни страны период, я его застал в раннем детстве, когда цена колбасы соответствовала предложенной мною формуле. Тогда рекламировали и колбасу, и сосиски, и пиво («жидкий хлеб»), и путёвки на Чёрное море. Товары в магазине были, денег населению не хватало. Житель СССР семидесятых- восьмидесятых такую рекламу посчитал бы издевательством.
      Народ сочинял и свою рекламу:
      «Если пиво выпьешь пенное, морда будет о##енная», «Кто не пьёт портвейн «Розовый» скоро ляжет в гроб берёзовый», ну, и «Ту-104 самый лучший самолёт…», исполняется на мелодию Сонаты №2 Фредерика Шопена, более известную, как похоронный марш…
                                                      *  *  *
      Гораздо более была распространена в СССР пропаганда в виде различных рекламных плакатов, в огромной степени скопированных с плакатов ведомства доктора Геббельса. Удивительного в том нет, обе страны были социалистическими, сходство в идеологии значительным. Сомневающиеся могут просто погуглить вопрос «рекламные плакаты Германии и СССР».
      А копировать в СССР было не привыкать. Ту-4 с Б-29, Р-1 с Фау-2, АК-47 с штурмовой винтовки StG44 Шмайссера 1944 года… Буратино с Пиноккио, Волшебника Изумрудного города со Страны Оз… «Синий- синий иней…» с «One way ticket…»…
      Хотя встречался креатив и местного розлива. Например, несколько двусмысленный призыв к инцесту «Любите Родину. Мать вашу!», это у товарищей в погонах встречалось.
      Чуть не в каждой столовой висел плакат «Хлеб наше богатство»
в различных вариантах. На эту тему любили трахать мозги подрастающему поколению в детских садах и младших классах. Выбросить недоеденный кусочек хлеба считалось кощунством. От нищеты, имхо, от памяти о голодоморе тридцатых, военных годах…
     А что, пиво, колбаса, гондоны- не богатство?.. Не говоря уже за нефть и газ. Хотя миссис Тэтчер, например, и многие её единомышленники из либерального лагеря считают главным богатством страны людей. Инициатива которых не зажата государством…
     Встречались и такие образцы самодеятельного творчества:
     «Хлеба товарищ в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори», «Не лезьте в соль руками и яйцами»- это в столовых. «Курящая женщина кончает раком»- в поликлинике…